Справка СПО ГУГБ НКВД о реагировании населения на решение Пленума ЦК ВКП(б) об отмене карточек на хлеб. 16 декабря 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.12.16
Период: 
1934
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 3. Oп. 1. Д. 30. Л. 235-242. Подлинник

Не позднее 16 декабря 1934 г.
Совершенно секретно

Народному комиссару внутренних дел СССР
т. Ягоде

По материалам Управлений НКВД: Московской, Ивановской, Курской,
Ленинградской, Обско-Иртышской областей, Сталинградского,
Азово-Черноморского, Средне-Волжского и Горьковского краев
и Управления] НКВД Башкирии

Решение Пленума ЦК ВКП (б) об отмене карточек на хлеб со стороны основных масс рабочих, служащих и интеллигенции вызвало единодушное одобрение. Наряду с этим со стороны АСЭ отмечаются отрицательные высказывания:

Московская обл. «Отменяя хлебные карточки, советское правительство подает это как очередное достижение, как мероприятие, направленное на пользу народа. Вряд ли кого обманут объявленные цены на хлеб, ведь кило белого хлеба по 2 руб. вряд ли будет доступным для широких слоев рабочих с заработком в 150-200 руб.» (инженер Трансфор[маторного] завода Бланк, Сталинский район).

«Вот такая жизнь наступила, только и будем теперь на один хлеб работать, да и того не хватит, жмут рабочего со всех сторон. Все эти постановления правительства ложатся тяжелым бременем на рабочих» (чернорабочий мех[анической] мастерской строительства Завода № 24 Черемисов, Сталинский район).

«Соввласть, почувствовав опору в коммунистах, делает, что хочет над рабочими. Сегодня кило хлеба стоит рубль, завтра уже два, и все это будет делаться до тех пор, пока в порыве возмущения не выступят все против власти» (плотник строительства Завода № 24 Борисовский, Сталинский район).

«Повышение цен на хлеб вызвано кризисом соввласти. Сейчас надо уметь разбираться в политике. На мой взгляд, убийство Кирова произошло именно на этой почве, так как стреляли не в Кирова, а в политику партии» (слесарь Инструментального Завода № 24 Ковшов, Сталинский район).

«Коммунисты хитрые, всегда выходят чистыми из воды. Каждый раз надевают новый хомут на нас, а в результате отмечают это как достижение, пример — повышение цен на хлеб» (инженер Автозавода им. Сталина Зубков, Пролетарский район).

«В связи с отменой карточек на хлеб и новыми ценами у нас будет такое же положение, как за границей: хлеба много, а денег нет, люди будут голодать» (работница фабрики «Мосбелье» № 6 Кольцова, Октябрьский район).

ИПО. «Отмена карточной системы не есть дело советского правительства, а оно продиктовано Лигой Наций, так как наше государство является ее членом, и от этого мероприятия будет тяжело прежде всего рабочим, чего добивались капиталисты» (бывший торговец Русин, г. Владимир).

«С января вместо карточек станут опять в ходу паевые книжки, как же им иначе собирать паевые взносы в кооперации, рабочим же от этого будет хуже: ударит хлеб по их карману здорово, вот вам и своя власть» (Рыбаков Д.А., бывший торговец, г. Шуя).

«Новые цены на хлеб окончательно задавят рабочих, не минешь снова сделать забастовку» (бывший член ВКП(б), антисоветски настроенный Комаров, г. Родники).

«Отмена карточной системы ударит всех по карману, мука-то будет дороже, чем на рынке, идем к социализму, а жить все тошнее» (бывший кулак Егоров, г. Ростов).

«С отменой карточной системы правительство преподнесет рабочим не более 10 % прибавки к зарплате, а из зарплаты рабочего возьмут 50 %, это окончательный грабеж рабочих» (бывший торговец Богомолов, Фабрика «10 Октября», г. Кострома).

Западная обл. «Никуда не годится такая политика, как отмена хлебных карточек. Партия и правительство этим хочет снять с себя ответственность за снабжение рабочих хлебом и свалить ее на кооперацию. А что ты возьмешь с кооперации, если у государства нет. Отберут карточки, и будем сидеть совсем без хлеба» (рабочий БРЭС, антисоветски настроенный).

«Резолюция ЦК об отмене карточной системы — вынужденная, так как мы уже наблюдаем по Советскому Союзу безработицу. Государство хочет за счет рабочих заработать побольше денег и дать возможность безработным кое-как существовать» (троцкист, рабочий Бытошевского завода).

Сталинградский край. Инженеры завода «Красный Октябрь» Заубер, Яковлев и другие говорили: «С месяц тому назад в центральных газетах опровергали сообщение агентства "Рейтер" о том, что в СССР вследствие финансовых затруднений будет отменена карточная система, и будут повышены цены на продукты, в том числе и на хлеб. Значит Рейтер был хорошо осведомлен о том, что будет разбираться на Пленуме ЦК, и теперь эта клевета агентства "Рейтер" как будто подтвердилась» (г. Сталинград).

Рабочий блюминга Семенов говорил: «Ну, теперь всех сравняли, лавочка для ударников закрылась, а то им к празднику выдавали муку. Довольно соревноваться, больше их не заинтересуешь» (г. Сталинград).

Служащий отдела сбыта Шаров, бывший белогвардеец, говорил: «Низкооплачиваемым будет не лучше, придется им работать только на один хлеб, даже несмотря на прибавку зарплаты, так как цены на хлеб будут превышать прибавку жалования» (г. Сталинград).

Группа домохозяек завода «Красный Октябрь» в магазине говорила, что от отмены хлебных карточек выиграют только торговцы, колхозники и те, которые имеют собственных коров, свиней и т.д. Последние будут кормить скот хлебом и повысят цены на молоко, масло» (г. Сталинград).

Башкирия. «Отмена хлебных карточек является очередной мерой увеличения госдоходов. Предусмотренное в связи с этим увеличение зарплаты обязательно приведет к инфляции» (служащий Колесов, антисоветски настроенный, г. Уфа).

«Отмена централизованного снабжения и карточек на хлеб вызвана тем, что на коммунистов нажимают иностранные государства, так как иностранцы приезжают в СССР, видят большие очереди за хлебом, тогда как советские газеты кричат о большом урожае. Чтобы замазать глаза иностранцам, открывают свободную торговлю хлебом. Кроме того, это является результатом нажима на Советский Союз со стороны Лиги Наций» (Моисеенко, бывший дворянин, г. Уфа).

«Раз разрешили свободную торговлю хлебом, то, безусловно, скоро вернут и частную собственность. Все постепенно перейдет к старому, и будет облегчение» (домовладелица Попалейкина, жена репрессированного за к.-р. деятельность, г. Уфа).

Курская обл. «Отмена хлебных карточек вводится не для того, чтобы улучшить материальное положение населения, а чтобы таким путем смазать существующие противоречия между классами. Господствующим классом у нас являются большевики, которые получают везде в закрытых распределителях по пониженным ценам. Рабочий же покупает продукты на рынке, переплачивая за них в два раза больше против фактической стоимости. Рабочий, кроме того, платит разницу, которую недоплачивают большевики, получая продукты в закрытом распределителе. Формально большевики улучшают будто бы положение рабочих, а фактически с них дерут втридорога и сколько хотят» (административно высланный дашнак, г. Курск).

«Правительство сыграет на ценах на хлеб, обеспечив себе колоссальные прибыли за счет населения, несмотря на увеличение зарплаты, которое проектируется в связи с ликвидацией карточной системы» (бывшая административно высланная анархистка, г. Курск).

Ленинградская обл. «Отмена хлебных карточек вызвана тем, что приехавшая в СССР германская делегация сделала заявление о том, что несмотря на безработицу в Германии хлеб отпускается без карточек и в достаточном количестве. Наши правители решили карточки уничтожить, а цены на хлеб поднять» (Федотов, пом. главного бухгалтера фабрики «Картонтоль»),

«Это красивый жест Советской России, и делается он для того, чтобы показать Германии, что вот мы отменяем карточки в то время, когда вы их вводите. Если и будет прибавка зарплаты, то она не покроет расходов на хлеб» (Зверев, юрисконсульт Северной судостроительной верфи).

«Постановление — это очередное очковтирательство перед заграницей. Потом сбавят цены на 2 коп. и будут говорить — как хорошо живут в СССР, а на самом деле мы голодаем» (Маслов и Сычев, конструктора 46-го цеха Завода «Большевик»).

«Если что-нибудь делать, то нам нужно действовать организованно, в одиночку ничего не получится. Результаты могут наступить только при наличии массового выступления. Всех не посадят и не перестреляют» (рабочий корпусного цеха Изник).

АЧК. «После отмены хлебных карточек, продажа хлеба будет производиться по высоким ценам. Это очередной номер политики правительства, направленный на мобилизацию средств и выкачку денег у населения. Это решение ЦК вынес в связи с тем, что за границей наш хлеб больше не принимают, девать его некуда. Поэтому правительство решило продавать его своему народу, только с той разницей, что за границу наш хлеб продавался за гроши, а здесь за него будут драть шкуру» (Цфас, сотрудник Крайместпрома, г. Ростов).

«Никакого улучшения ожидать нельзя. Наше правительство привыкло обманывать народ, каждый год обещает улучшение материального положения трудящихся, но мы видим только одно ухудшение. То же самое будет и после отмены хлебных карточек» (Попов, сотрудник Крайместпрома, г. Ростов).

«Мы сейчас стали такими дураками, что соглашаемся с каждым постановлением и показываем, что мы рады, когда с нас последнюю рубашку снимают» (Смирнов, зав. тарифбюро Крайместпрома, г. Ростов).

«При карточной системе народ голодал потому, что мало давали хлеба по карточке, а теперь народ будет голодать, так как не за что будет купить хлеба, так как цены на него будут высокие. Никакого облегчения народ не получит» (Чефранов, экономист Крайместпрома, г. Ростов).

«Постановление ЦК — это очередной маневр партии, ведущий к обнищанию трудящихся. Мы стали дураками, соглашаясь с постановлением, радуемся тому, что снимают последнюю рубашку. Правительство каждый год обещает улучшение, но всегда обманывает» (служащие Крайместпрома, г. Ростов).

«Это очередной номер политики правительства, направленный к мобилизации средств, выкачке денег у населения. За границей наш хлеб не принимают, девать его некуда, поэтому правительство решило продавать его своему народу, теперь будут с нас драть шкуру» (г. Ростов).

СВК. «Этому постановлению верить нельзя, подразнят рабочих и опять закроют хлебную торговлю, только больше жуликов заведется и лодырей на производстве» (врач завода «Кинап» Краснов, г. Самара).

«Хлеб повышают в два раза, а зарплату повышают на 10 %, вот и живи, рабочий, как хочешь, будет как за границей — хлеба много, а рабочие голодные, было хорошо, стало еще лучше» (работница Завода № 24 Жарова, г. Самара).

«Это очередной трюк коммунистов, они будут торговать такой мукой, которую у них свиньи не едят, хоть голодные, да перещеголять хотят другие страны» (бухгалтер завода № 102 Бурдаков, г. Чапаевск).

Горьковский край. «Карточки на хлеб отменяются не потому, что хлеба стало достаточно, а потому что его мало, и правительство, не желая расходовать заготовленный хлеб, снабжение города переключает полностью на деревню. Отсюда вывод: в деревне хлеба для снабжения города не хватит» (суждения группы научных работников Горьковского университета).

«Правительство вынуждено было ввести постановление об отмене карточной системы, так как другого выхода нет. У крестьян взяли больше, чем нужно. В некоторых деревнях начинается голод, развивается воровство и т.д. Напряженное положение создалось и в городе. Для того чтобы разрядить это положение, вводят свободную продажу хлеба» (рабочий Демидов, завод № 21).

«Многие сейчас из-за недостатка хлеба уходят на производство и в город, в деревне становится жить трудно, но и в городе, если повысят цену на хлеб, также будет отходникам нелегко прожить. Мужик не знает, куда деться: и в деревне трудно, и в городе не лучше» (заявления отдельных единоличников Воротынского района).

Обско-Иртышская обл. «Не знаю, как правительство будет в состоянии провести подобное мероприятие, так как у него хлеба не хватает даже в условиях снабжения по карточкам» (юрисконсульт Фанерного завода Амельченко, г. Тюмень).

«ЦК формулировкой в своем постановлении о том, что увеличился спрос на хлеб, напоминает абсурдность, словно раньше люди не ели и не имели потребности в хлебе. Приписка «замена карточной системы» поэтому — явление условное. В городе карточки дали возможность существовать на низкие зарплаты, зато деревня голодала. Благополучие одних за счет других» (студент 3-го курса Педагогического института Мухачев, г. Тюмень).

Студент того же курса и отделения Рогалев Павел, беспартийный, команд[ир] запаса войск НКВД, по этому же вопросу в присутствии студентов говорил: «Введение хлебной торговли по сносным ценам — хорошее мероприятие, уменьшится число голодающих и гниющего хлеба в государственных складах. Но улучшение материального благосостояния, так как это было при НЭПе не пойдет, ибо нет еще заинтересованного стимула в развитии сельского хозяйства колхозами. Одновременное повышение цен и зарплаты предсказывает о неособенной твердости курса рубля, очевидно, он несколько танцует в сторону удешевления».

«Ну, радости, пожалуй, мало — если карточек не будет, все равно хлеб везти некому. Колхозы сами голодом сидят. Вот у меня недавно был из д. Соколовки Тавдинского района колхозник и говорил, что нынче, пожалуй, все колхозы бросят, так как есть нечего, все забрали в государство и колхозам кроме травы ничего не оставили» (рабочий Стандартстроя Игумнов, г. Тюмень).

«Сейчас очереди за хлебом потому, чтобы запасти хлеба, а то кто его знает, что еще будет» (Жилинский, бывший полицейский, ст. Тюмень).

Начальник СПО ГУГБ НКВД Молчанов

Ф. 3. Oп. 1. Д. 30. Л. 235-242. Подлинник.