Спецсводка № 4 УНКВД по АЧК о настроениях населения АЧК в связи с убийством секретаря ЦК ВКП(б) т. Кирова, по данным на 14 декабря 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.12.16
Период: 
1934
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 3. Оп. 2. Д. 942. Л. 15-23. Подлинник

16 декабря 1934 г.
№3/10300
Совершенно секретно

Потеря С.М. Кирова по-прежнему вызывает глубокую скорбь и возмущение со стороны трудящихся края в форме высказываний за необходимость усиления репрессий против обнаглевшей контрреволюции.

г. Новороссийск. На траурных митингах рабочие заводов «Пролетарий» и «Красный двигатель» постановили потребовать от администрации немедленного увольнения с производства а/с и чуждого элемента, работающего на заводах. Попутно с этим возбуждено ходатайство перед горсоветом о лишении их избирательных прав.

Такие же предложения вынесены на траурных митингах по г. Геленджику. «Контрреволюция снова покушается на лучших вождей партии. Придется снова взять оружие в руки и окончательно расправиться с врагами рабочего класса» (кр[асный] партизан г. Геленджика).

Наряду с этим со стороны к.-р. элемента усилились к.-р. выпады и распространение провокационных слухов в связи с убийством т. Кирова.

«Убили Кирова, ну и черт с ним. Вероятно, заработал себе пулю в лоб» (формовщик з[аво]да «РСМ» Колбасов Владимир, исключен из партии по чистке).

«Для чего спешить с похоронами Кирова. Нужно подождать, пока еще кого-либо убьют, чтобы хоронить вместе, тогда похороны дешевле обойдутся» (шорник з[аво]да «РСМ» Чеботарев, ведет систематическую а/с агитацию).

«Убили, значит одной сволочью меньше стало» (шорник маслозавода комбината «Рабочий» Ермаков, г. Ростов-на-Дону).

«Неважно, что убили Кирова, их хватит, коммунистов еще много. Все они сидят на нашей шее и дерут с нас шкуру» (г. Новороссийск, рабочий Цемзавода Красевич А.).

«Если бы убили таких как Киров, тысячи две, тогда было бы хорошо» (рабочий Краснодарского нефтеперегонного завода Малхасов).

Бригадир Сулинского металлургического завода Овчаров, казак, служил у белых, на заводе работает около 30 лет, за срыв работы и разложение труддисциплины на производстве неоднократно снимавшийся с работы, в разговоре среди рабочих цеха по поводу убийства Кирова заявил: «Долго еще этих вождей пролетариата нужно стрелять» (дано указание об аресте).

«Убили Кирова — одним бюрократом станет меньше. Больше хлеба останется» (электросварщик «РСМ» Фокин Н., член ВЛКСМ).

«Убил Кирова рабочий, потому что рабочим все надоело» (Сальск, грузчик железной дороги Головатый П.).

«Киров такая же сволочь, как и Сталин, а поэтому убийство Кирова имеет большое значение для наших врагов в том отношении, что Киров проводил в жизнь учение Ленина. Сейчас же на его месте будет, может быть, такой же идейный коммунист, но он, возможно, будет вести работу не так, как Киров» (Новороссийск, работник военстроя Овсянников, происходит из соц[иально]-чуждой среды, служил в белой армии. Ведет систематическую а/с агитацию. Дано указание об аресте).

«Кирова похоронили в Кремлевской стене. Конечно, стена большая, на всех ее хватит» (артист Ростовского драмтеатра Кубенский).

Он же по вопросу о сборе денег на постройку самолета им. Кирова заявил: «Да, если будут убивать каждый день по одному вождю, то можно целую эскадрилью построить».

В разговоре об убийстве т. Кирова старший бухгалтер Азчерэнергоуправления Лунько в присутствии старшего бухгалтера Ледовского заявил: «Что его жалеть? Разве он человек? Он же коммунист, а коммунисты — не люди».

Часть АСЭ пытается объяснить убийство т. Кирова как следствие внутрипартийных разногласий в самом Секретариате ЦК.

«Убийство Кирова произошло на почве внутрипартийной борьбы наших головок. Я вам по секрету скажу, что Сталину теперь живется плохо. Он в свой кабинет допускает только Кагановича и Молотова и через них руководит. Больше он к себе никого не допускает, боясь, чтобы его не убил какой-либо другой коммунист, т.к. многие коммунисты с ним не согласны» (Новороссийск, член ВКП (б) Живилова, председатель ЖАКТА № 32).

«Убийство Кирова произведено коммунистами и кр[асными] партизанами. В убийстве участвовали 50 человек. Произошло оно, потому что в партии сейчас раскол и развал» (Сальск, курсант колхозной школы Дулатов Трофим).

«Возможно, что Киров стал в оппозицию против Сталина, и он приказал его убрать» (технолог з[аво]да ««РСМ» Богомолов).

С другой стороны АСЭ трактует убийство Кирова как результат «борьбы вождей за власть».

«В связи с убийством Кирова в Москве, раскрыт заговор во главе с видным старым коммунистом» (студент Краснодарской ВСХШ Молчанов).

«Смерть Кирова, Фрунзе, Ленина есть борьба за существование, борьба за власть. Все эти смерти насильственные и являются делом рук Сталина, чтобы удержаться у власти в связи с выборами в Советы, т.к. в процессе перевыборной кампании симпатии рабочих Москвы и Ленинграда были на стороне Кирова, который являлся претендентом на место Сталина, поэтому Сталин и расправился с Кировым, подослав убийцу» (совхоз «Гигант Миллеровского района, Юрасов, бывший чиновник. Дано распоряжение об аресте).

«Был один русский, и того убили, теперь остались у власти одни жиды. Они же сами и убили Кирова, чтобы самим властвовать» (бригадир плужного цеха з[аво]да «РСМ» Филонов).

«Пишут о том, что партия потеряла в лице Кирова лучшего человека, а, по моему мнению, его убили, потому что он — большая сволочь, как и все коммунисты — сволочи. Разговоры о социальном положении убийцы — чепуха. Его убил коммунист и такая же сволочь, как и сам Киров. Это не первое убийство. Они еще не так перестреляются между собою» (служащий Новочеркасской больницы Орлов И., белогвардейский чиновник. Дано распоряжение об аресте).

Наиболее реакционная часть к.-р. элемента обактивила свою деятельность в форме агитации за необходимость продолжения террора и, в частности, совершения центрального теракта.

«Эх, жаль, что не Сталина убили. Но до Сталина добраться трудно, он не выходит из Кремля» (Новочеркасск, студент Геолого-развед[очного] ин[ститу]та Ситников. Дано распоряжение об аресте).

«Вместе с Кировым нужно бы было убить Сталина» (Сальск, служащий железной дороги Криворотое И.).

«Жаль, что убили одного Кирова. Хорошо бы было, если бы заодно и Сталина убили, тогда бы я был бы рад» (Новороссийск, служащий магазина Торгсин Охрименко А. Неоднократно замечен в а/с настроениях. Дано указание об аресте).

«Один насытился, теперь нужно бы другого насытить, тогда жизнь сразу бы улучшилась» (член Новоегорлыкского с/с Сальского р[айо]на Игнатенко).

«Будут убивать вождей по одному, пока всех не выбьют. Некому будет управлять, но тогда лучше будет. Сейчас столько развелось вождей, что когда плюнешь, то обязательно попадешь в начальники. Теперь Сталин будет возить с собой полк охраны, но, все же, своей смертью он не умрет». (Миллерово, сотрудник сенопункта Колозунов. Намечен к аресту).

«Киров — небольшая шишка. Если бы убили Сталина, было бы совершенно другое дело» (Миллерово, Харламов Ал[ексан]др, зажиточный, белогвардейский урядник. Дано распоряжение об аресте).

«Мало их, собак, бьют. Хотя бы самого Сталина убили, может быть, жизнь стала бы лучше и не морили бы народ голодом» (Сальск, сын кулака Авдеев Иван. Дано распоряжение об аресте).

Токарь Новороссийского консервного завода Слюсаренко, обращаясь к группе рабочих, заявил по поводу убийства т. Кирова: «Подождите, подождите, скоро их всех перестреляют». В ответ на это рабочий Волков сказал: «Жаль, что не Сталина убили» (дано указание об аресте Волкова).

Вместе с этим фиксируются и открыто-повстанческие тенденции, причем выстрел Николаева расценивается как сигнал к началу действий.

«Перед подготовкой свержения дома Романовых начинались убийства высокопоставленных лиц. То же самое начинается и сейчас. Следовательно в СССР есть организация, которая заботится об этом. Мне кажется, что если бы убили Сталина, то началась бы революция» (Краснодар, статистик Союзмаргарина Краковская).

«Начинается террор. Как-нибудь по-новому их уничтожат. Только я начал бы не с Кирова, а с самого Сталина. Придет время, когда эти сволочи будут снесены с лица земли» (Армавир, парикмахер Григорьян, отбывший ссылку. Дано указание об аресте).

«Скоро придет и наш праздник. Перебьют постепенно всех таких сволочей, и мы заживем по-новому» (техник Крайполиграфтреста Мальшин В.Н.).

«Убили, ну и ладно. Одной гадиной стало меньше. Если прилетит от Гитлера мощный самолет и бросит большой снаряд на Кремль, то уничтожит все правительство сразу» (Новороссийск, Пиллинг, проживающая по Толстовской ул., [дом] №11, имеет связь с братом-белоэмигрантом. Хвалилась, что ее отец был офицером).

«Убили одного — мало. Если бы выбить их всех, чертей, в Москве, может быть, при другом правительстве было бы лучше» (Сальский р[айо]н, с. Новый Егорлык, бывший кулак Путнов Тихон, служит в сельхозе).

«Дураки, не знают, кого бить. Не с того конца начали» (Экономист завода «РСМ» Кушнарев Алексей Яковлевич, антиобщественный элемент, намечен к аресту). Этот же Кушнарев в присутствии экономиста РСМ Винокуровой Анны Михайловны добавил: «Будет в Москве митинг при похоронах Кирова, вот бы где подложить адскую машину».

Рабочий Сулинского металлургического завода Кузнецов Борис на пункте здравоохранения говорил: «Кого-то из ЦК ухлопали. Нам не все ли равно. Хотя бы еще двух ухлопали, скорей бы какая-нибудь перемена».

По деревне

Убийство т. Кирова среди населения сельских местностей вызывает всеобщее возмущение и разговоры о необходимости суровых репрессий над террористами.

«Это дело рук контрреволюции. Но убийством Кирова Советский Союз не ликвидируется, а только укрепится. За Кирова надо расстрелять сотни еще оставшейся в Союзе контрреволюции».

«Мы потеряли одного из лучших преданнейших партии и делу построения социализма».

Имеют место случаи поступлений заявлений от местного актива о выявлении на селе контрреволюции с требованиями принять к ним репрессивные меры.

Советская МТС. От комсомольца колхоза им. Блюхера поступило заявление такого содержания: «У нас есть кулаки, которые еще не выбиты. Они о смерти т. Кирова все время агитируют, что одного убили, как бы их всех выбить — примите меры к ним».

В ряде случаев разговоры об убийстве в основном сводятся к тому, что оно совершенно по заданиям буржуазии и является предвестником войны.

«Убийство Кирова — дело рук другой политической партии, чтобы СССР втянуть в войну. Империалисты все силы вкладывают, чтобы затеять с нами войну».

«Здесь дело политическое, раз он решился стрелять в Кирова. Ведь Киров был не без охраны. Здесь, видимо, убийство было дело решенное и по заданиям промпартии».

«Кирова не могли убить просто. Видимо, существует какая-то организация, которая подослала убийцу» (колхозники-ударники).

К.-р. враждебные и соц[иально]-чуждые элементы, в целях затушевать имеющуюся у населения уверенность, что убийство совершено контрреволюцией, распространяют провокационные слухи, дискредитируя память т. Кирова.

«Убийство совершено по пьяному делу, но об этом же в газетах не станут писать» (бывший кулак).

«Убийство произошло по пьяному делу, никакой руки контрреволюции нет. Лишь кричат, что это дело контрреволюции» (белогвардеец).

Белореченская МТС. Радист политотдела Антипов распространяет слухи, что т. Киров убит членом ВКП (б).

Вместе с этим к.-р. элементы прямо высказываются о необходимости террора.

«Террор даже необходим, т.к. уничтожая личность, можно уничтожить и зло, творимое этой личностью» (Кропоткин, служащий. Арестован).

«Мало убить одного. Всех сидящих в Кремле перестрелять надо и перебить всех коммунистов» (стц. Павловская, кулак. Арестован).

«Убили одну собаку. Может быть, еще убьют кого. Ведь на этом не кончится, ибо большевики сделали очень много плохого всем» (ст. Кавказская, служащий. Арестован).

«Жаль, что убили одного, нужно было убить больше» (Ейск, казаки- белогвардейцы Григорьев, Петренко. Арестованы).

«В Ленинграде убили одного гада. Следовало бы их всех перестрелять, чтобы не мучили народ» (Сальск, исключен из ВКП(б)).

К.-р. враждебные элементы, помимо террористической агитации, проявляют повстанческие тенденции, заявляя о необходимости убийства т. Сталина.

«Вот если бы убили Сталина, то это было бы другое дело» (Кропоткин, лекпом. Арестован).

«Если бы дали оружие, я первый пошел бы против этой власти. Я читал, в газетах пишут о крушении. Вот если бы там Сталин попался, тогда было бы лучше» (Сальск, кулак. Арестован).

«Убили Кирова, а почему не убили Сталина? Надо было бы убить и его» (Сальск, колхозник Клименко).

«Если бы всех руководителей вместе со Сталиным перестреляли, тогда можно было бы радоваться. Однако нам одним с ними не справиться без посторонней помощи, а Германия и Япония, как назло, замолчали. Недовольных соввластью у нас хоть отбавляй. Нет только руководителей» (Миллерово, единоличник. Арестован).

За истекшие дни за террористическую агитацию на селе арестовано 26 человек. Ведется следствие.

Весь АСЭ как города, так и деревни, ведущий злостную агитацию в связи с убийством Кирова, взят в тщательную агентурную проработку с последующим оперированием.

Начальник Управления НКВД по АЧК
Рудь

Зам. начальника СПО УГБ [НКВД по АЧК]
Листенгурт

Рассылается:

1) НКВД СССР — Ягоде; 2) зам. [НКВД СССР] — Агранову; 3) зам. [НКВД СССР] — Прокофьеву; 4) начальнику СПО ГУГБ НКВД — Молчанову; 5) крайком ВКП(б) — Шеболдаеву; 6) крайком ВКП(б) —  Малинову; 7) крайисполком — Ларину.

Ф. 3. Оп. 2. Д. 942. Л. 15-23. Подлинник.