Спецсообщение ОГПУ о распространении к.-р. листовок в 299-м стрелковом полку 100-й дивизии. 28 мая 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.05.28
Период: 
1934
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 3. Oп. 1. Д. 599. Л. 253-255. Заверенная копия

28 мая 1934 г.
№ 50757
Совершенно секретно

Секретарю ЦК ВКП (б) т. Сталину
Наркомвоенмору и председателю РВС СССР т. Ворошилову

Между 15 и 27 апреля с.г. в 299-м стрелковом полку 100-й дивизии (Шепетовка, УССР) было зафиксировано 6 случаев распространения к.-р. листовок, обнаруженных в различных местах расположения полка.

Все найденные листовки были написаны от руки печатными буквами и призвали к организованной борьбе против советской власти. Одна из листовок, обнаруженная на физкультурной площадке полка, была привязана к совершенно новому револьверу системы наган.

Принятыми мерами было установлено, что эти листовки составлял и распространял помощник комвзвода пулеметной роты 299-го полка Герман Денис Тимофеевич, член ВКП (б) с 1932 г. Арестованный Герман на допросе сознался, что, будучи недоволен положением младшего начсостава в РККА и не согласен с политикой партии, он написал, а затем распространил шесть к.-р. листовок. Характерно, что в одной из составленных Германом листовок предъявляется требование убрать из полка ряд лиц, в т.ч. Германа и Анисимова (старшина и парторг той же пулеметной роты, с которым Герман систематически вел а/с разговоры). Этим самым Герман хотел отвести от себя всякое подозрение.

На дальнейших допросах Герман показал, что в 299-м полку организованно работает группа лиц начсостава, которая ставит своей целью создание массового недовольства красноармейцев и открытое предъявление ряда ультимативных требований политического характера.

Эту группу возглавляют командир взвода пулеметной роты Давыдов Николай Васильевич, кандидат ВКП(б), и вышеупомянутый Анисимов. Обнаруженные листовки писались Германом при непосредственном участии Анисимова, действовавших по прямому поручению Давыдова, и распространялись Германом.

Касаясь мотивов составления и распространения листовок, Герман показывает: «В течение двух бесед с Давыдовым зимой 1934 г. Давыдов меня убедил в необходимости активных действий, что он подтверждал следующими доводами: армия совершенно не обеспечена, красноармейцы и младший начсостав оборваны, полуголодны, командование не отпускает в город красноармейцев, т.к. ему стыдно показывать их в таком виде населению. Материального улучшения в стране нет, если кое-какие улучшения имеются, то они коснулись рабочего класса, крестьяне же, несмотря на то, что являются кормильцами всей страны, производителями хлеба, находятся в нищете, колхозная система совершенно себя не оправдывает, ибо она разорила крестьян.

От иностранных рабочих делегаций скрывают действительное положение вещей в стране, показывают им только хорошую сторону в армии, т.е. столичные гарнизоны, которые хорошо обеспечивают, остальные же части совершенно заброшены, плохо одеты и скверно снабжаются. Советская власть, ведя неправильную политику обманывает народ. Партийные документы лживы и не отражают действительного положения» (показания Германа от 26 мая 1934 г.).

Давыдов, высказывая такие мысли, делал тот вывод, что мирные разговоры ни к чему не приведут и положение не улучшат, почему он убеждал Германа в необходимости действовать решительными мерами и стать на путь конспиративной работы. Распространяя листовки Давыдов, Анисимов и Герман ставили перед собой конкретную задачу «взбудоражить красноармейскую массу, открыть красноармейцам глаза на действительное положение вещей и призвать их к массовым требованиям».

Герман также показал, что Давыдов всячески его убеждал ничего не говорить в случае, если он попадется с листовками, т.к. оставшиеся в полку «свои люди» выручат Германа путем организации забастовки всего полка и предъявления требования об его освобождении. Если нужно будет, говорил Давыдов, то к их активным действиям будет привлечено и местное население, которое, несомненно, поддержит полк, и таким образом будет поднято восстание. Давыдов также высказывал такие мысли, что даже если всех организаторов выступления полка арестуют, то правительство все равно вынуждено будет обратить внимание на требования восставших и удовлетворить их. Арест Давыдова согласован с командующим войсками УВО т. Якиром. Анисимов арестовывается. Запрошены подробные данные о ходе дальнейшего следствия.

Сообщение ОО ГПУ УССР и УВО.

Зам. председателя ОГПУ Ягода

Ф. 3. Oп. 1. Д. 599. Л. 253-255. Заверенная копия.