Спецсообщение ОО ОГПУ об отказе курсантов Военно-морского училища от назначения на Дальний Восток. 17 мая 1934 г.
17 мая 1934 г.
№ 116230
Совершенно секретно
13 мая с.г. курсантам-выпускникам Военно-Морского училища было объявлено распределение по морям. После собрания курсант Котухов, член ВЛКСМ, из рабочих, явился к командиру Вавило и заявил, что он на МСДВ не поедет, мотивируя нежеланием оставлять жену в Ленинграде. После предупреждения о предании суду за неисполнение приказа Котухов расплакался, угрожая самоубийством.
Почти одновременно с Котуховым явились курсанты Карпатовский, член ВКП(б), секретарь ячейки ВЛКСМ, и Каменев, член ВЛКСМ, оба из рабочих, которые также отказались от поездки на Д[альний] В[осток]. Первый мотивировал свой отказ слабостью здоровья, а второй семейными обстоятельствами.
На почве нежелания ехать на Д[альний] В[осток] отмечены следующие наиболее характерные высказывания: курсант Морозов, член ВЛКСМ, колхозник, среди курсантов заявил: «Теперь все равно мне жизни не видеть, раз попал на Восток, вот как дадут жалование под выходной день, пойду, напьюсь и так буду все выходные проводить. Охоты к занятиям нет никакой».
Курсант Чалый, член ВКП(б), колхозник, говорил: «Выученное пропадает зря, на торпедных катерах и на кораблях Амурской флотилии пройденные предметы не нужны, нет гидроустановок, не требуются астрономические наблюдения. Семейная жизнь ломается, либо отрывают от семьи».
Курсант Алексеев, член ВЛКСМ, рабочий: «Не нужны штурманы на Амуре, а лоцманами нас не готовили. Могут послать на штабную работу, и там засохнешь с двумя лычками. Если пошлют не по специальности, буду отталкиваться и жить, как мне нравится, пока не выгонят».
Среди курсантов замечаются случаи, когда ряд «лучших» становились «худшими», преднамеренно снижая учебу, чтобы таким путем остаться в Ленинграде или попасть в Черное море. Также отмечены случаи, когда здоровые, ранее никогда не ходившие к врачу курсанты, стали жаловаться на нездоровье.
Наряду с этим отмечены случаи уступок со стороны командования, что в значительной мере усугубило отрицательные настроения курсантов. Курсант Рожков, узнав о своем назначении на Д[альний] В[осток], на собрании заявил, что он бросит занятия и на Д[альний] В[осток] не поедет. После собрания Рожков был вызван командиром] дивизиона, который переменил назначение Рожкова с Дальнего В[остока] на Каспийское море.
Политаппаратом училища должная разъяснительная работа среди курсантов не проведена.
16 мая вопрос рассматривался в Ленинградском горкоме ВКП(б).
Начальник ОО ОГПУ Гай
Пом. начальника ОО ОГПУ Добродицкий
Рассылается:
1) Сталину; 2) Молотову; 3) Ворошилову; 4) Булину; 5) Орлову.
Ф. 3. Oп. 1. Д. 599. Л. 52-53. Заверенная копия.