Докладная записка СПО ОГПУ о политико-экономическом состоянии бывших красных партизан. 25 декабря 1932 г.
25 декабря 1932 г.
№ 68746
Совершенно секретно
По материалам ГПУ УССР, ПП ОГПУ БССР, СКК, ВСК, ЗСК, НВК,
Якутии, Крыма, Урала, Ленобласти и Северного края
Политические настроения бывших партизан
За последнее время наиболее нездоровые настроения, фиксируемые среди политически отсталой части бывших красных партизан, увязываются с хлебозаготовками. В отдельных районах (УССР, СКК, ВСК и др.) отмечены выступления отдельных партизан, в которых они заявляют, что всеми мерами будут противодействовать хлебозаготовке: «Мы ни фунта хлеба не сдадим, угроз не боимся, голодная смерть для нас страшнее всего» (бывший партизан — председатель колхоза Днепропетровской обл. УССР).
Особо резкие выпады против советской власти в связи с хлебозаготовками отмечены со стороны отдельных партизан в СКК. Среди некоторых групп партизан наблюдаются тенденции к организованному протесту. «Мы воевали не за то, чтобы отбирать последнее у хлеборобов, нужно брать винтовки и бить коммунистов».
В ряде станиц (Славянская, Полтавская и др.) бывшие партизаны собирают подписи с ходатайством о помиловании осужденных за саботаж хлебозаготовок сельских ответственных работников.
Аналогичные тенденции среди бывших партизан отмечены в УССР, где в Диканьском районе Харьковской обл. бывший партизан-середняк заявил: «Одному человеку против кампании выступать нельзя, но если мы выступим все коллективно, то власть ничего с нами не сделает».
Значительная часть бывших красных партизан и красногвардейцев проявляет недовольство на почве слабой реализации предоставляемых льгот, в особенности, в области снабжения. Необходимо отметить, что если в некоторых городских пунктах в этом отношении кое-какая работа проводится, то в сельских местностях снабжение партизан поставлено исключительно плохо.
Заслуживает внимания заявление бывшего красного партизана, задержанного в ВСК за взлом замка от хлебного амбара: «Я сам завоевывал советскую власть и знаю, что она наша, меня трепали банды, а теперь я сижу голодный. Детишки плачут, прося хлеба, а где я его возьму. Вместо того чтобы дать хлеба, нам говорят, что мы контрреволюционеры. Меня неволя заставила идти ломать замок».
В Аларском районе Востсибкрая райпо к 15-й годовщине [Октября] умудрилось выдать партизанам по 42 см мануфактуры, а в Вологде (Севкрай), для партизан было выделено по коммерческим ценам 150 м мануфактуры, 15 пар мужских ботинок и 15 пар женских (недомерок). Причем было предложено выкупить эти предметы до 10 час. 9 ноября, что партизаны сделать не смогли.
В УССР и Севкрае во время митингов по случаю 15-летия Октябрьской революции остальные партизаны бросали реплики: «Дадите хлеба, будем работать».
В одном из сел Донецкой обл. УССР выступивший на митинге бывший партизан заявил: «Товарищи-крестьяне, мы, партизаны, добыли свободу, освободили вас от ярма капиталистов, но ваши условия сейчас хуже, чем были при старом строе. Вы находитесь под большим гнетом, мы в нужную минуту пойдем вам на помощь и выручим вас из под гнета и ярма».
Деятельность кулацкого и к.-р. элемента
Учитывая недовольство отдельных групп партизан в связи с хлебозаготовками и другими моментами, а также слабость среди них массовой работы, кулачество и к.-р. элементы активизировали свою деятельность, проводя среди партизан к.-р. повстанческую агитацию. Обращают на себя внимание методы деятельности кулачества. В отдельных районах (УССР, ЗСК, НВК) кулачество устраивает специальные попойки, на которых обрабатывает партизан. В Гадячском районе Харьковской обл. кулаки систематически спаивали бывшего партизана-активиста, в результате последний совершенно отошел от общественной работы и стал а/с элементом, заявляя: «Раньше я убивал попов и панов, а теперь на случай перемены буду убивать партийцев и активистов, которые не дают возможности нам жить».
Один из участников ликвидированной в ЗСК к.-р. повстанческой организации, бывший красный партизан, рассказывая о том, как он докатился до к.-р. деятельности, при допросе сказал: «Иногда я высказывал среди односельчан недовольство. Кулаки сразу же стали вовлекать меня в пьянки, на которых мне говорили, что партизаны завоевали власть, а сидят голодные, раздетые и разутые. Я постепенно отошел от политик и проводимых кампаний и стал на путь открытой контрреволюции».
Тенденции к созданию партизанских ячеек
Подогреваемая кулацким и к.-р. элементом антисоветски настроенная часть бывших красных партизан в ряде районов Союза по- прежнему проявляет тенденции к созданию специальных партизанских объединений, способных защищать интересы партизанских масс (УССР, ВСК, ЗСК).
В отдельных областях (ЗСК, Севкрай) отмечены случаи, когда районные партизанские и советские организации допускали созывы партизанских конференций, на которых партизаны высказывали свои «обиды» и выставляли требования об организации «бюро партизанских ячеек».
В Онежском районе Севкрая на партизанском слете выступивший в прениях по вопросу о международном положении бывший начальник партизанского отряда заявил: «Не можем мы бесконечно затягивать дырки на ремешках. Мы пришли в тупик, предлагаю создать общество красных партизан для защиты наших интересов».
Организационная к.-р. деятельность
бывших красных партизан
В ряде районов кулацко-зажиточная и разложившаяся часть бывших красных партизан становится на путь организованной борьбы с советской властью. За отчетный период вскрыто 15 к.-р. формирований по УССР, 4 — по Севкраю, 4 — по ДВК, 2 — по ВСК и т.д., состоящих преимущественно из бывших партизан. Тенденции к организованной к.-р. борьбе этой части партизан характеризуются показаниями и бывшего партизана-участника к.-р. организации, вскрытой в Солонешенском районе ЗСК: «Я происхожу из кулацкой семьи. С 1929 г. ряд моих родственников попал под проводимые репрессии властью, в частности, мать и жена брата были раскулачены и высланы на север, где моя мать умерла. В результате этого я, хотя и был в прошлом партизаном и защитником советской власти, но у меня создалось определенное предубеждение против соввласти, я стал проявлять недовольство и в итоге за последнее время решил вести активную борьбу с целью изменения существующего строя».
Значительная часть партизанских к.-р. формирований носит ярко выраженный повстанческий характер. К.-р. повстанческая организация в ВСК (Нижнеудинский и Тулунский районы) проводила подготовку к восстанию под лозунгом: «Долой коллективизацию, за вольный труд и свободную торговлю, да здравствуют мирные жители крестьяне и рабочие». В момент восстания организация имела в виду арестовать коммунистов и сельских активистов, привлекая на свою сторону крестьян.
Распространение фиктивного постановления
За отчетный период времени фиктивное постановление правительства о льготах бывших красным партизанам и красногвардейцам распространялось в НВК и в ряде районов УССР (Киевская, Донецкая, Харьковская, Одесская, Винницкая и др. области).
В УССР в распространении фальшивок замешаны член центральной партизанской комиссии, директор Харьковского химзавода и ряд районных ответственных работников.
В НВК распространение фальшивки произошло при следующих обстоятельствах. В августе с.г. группой бывших красных партизан, работающих на Сталинградской механизированной лесоперевалочной базе, была получена выписка из фальшивки, на основании которой партизаны избрали «бюро» из 3 человек. Секретарь этого «бюро» предъявил администрации целый ряд требований, а т.к. последние удовлетворены не были, то он направил выписку из фальшивки в редакцию газеты «Известия», откуда через некоторое время «бюро» получило полный текст фальшивки.
При проверке этого обстоятельства выяснилось, что и.о. зав. отделом читательских писем газеты «Известия» Шварц, член ВКП(б), имея у себя один экземпляр фальшивки, распорядилась снять с нее 30 экземпляров и направить при случае в виде ответов на запросы.
Получив запрос от названного выше бюро, сотрудник отдела читательских писем Воронов (член ВЛКСМ), не проверив имеющийся у него экземпляр фальшивки, направил его в адрес «бюро». Зав. этим отделом Колесникова (член ВКП), давая распоряжение об отправке фальшивки, также не посмотрела ее детально. Таким образом были направлены в различные адреса все 30 экземпляров] названной фальшивки.
Аналогичный факт имел место в канцелярии председателя ВЦИК, откуда в мае, в НВК была направлена аналогичная фальшивка при отношении, подписанном секретарем председателя ВЦИК т. Зиминым и членом ВЦИК т. Читаевым. Оба товарища, подписав отношение, не обратили внимание на приложение, а делопроизводитель по халатности отправила фальшивку, не просмотрев ее.
Наряду с распространением фиктивного постановления правительства в Гаграх и Краснодаре (СКК) обнаружено распространение фиктивных орденов с надписью «Герою революции». Ордена изготавливались в Одессе у одного кустаря и распространялись по цене 35 руб. — металлический и 65 руб. — серебряный. К этим «орденам» Гагринская партизанская комиссия изготовила специальные удостоверения. «Ордена» успели приобрести ряд местных ответственных работников.
Массовая работа среди партизан
Основными моментами, обуславливающими создание указанных выше нездоровых настроений среди неустойчивой, отсталой части бывших красных партизан являются: отсутствие массовой работы среди партизанской массы и слабая работа местных партизанских комиссий.
На почве отсутствия массово-политической работы среди части партизан наблюдается пьянство и бытовое разложение. В Мелекесском районе СВК, например, весь руководящий состав райкомиссии спился. В другом селе партизаны систематически пьянствуют, учиняя драки, терроризируют население. Один из партизан, принимавший участие в приглашении попа, в разговоре с односельчанами говорил: «Пусть кто-либо посмеет выгнать попа, всех разгоню и порублю».
Слабость массовой работы особенно выявилась в предоктябрьские дни. Поступившие от ряда ПП ОПТУ материалы указывают на то, что по большинству районов УССР, Якутии, Крыма, Севкрая, СКК, ВСК, НВК, Ленобласти и Урала никакой подготовительной работы среди бывших красных партизан к проведению празднования октябрьской годовщины развернуто не было. По некоторым областям подготовка к проведению празднования Октябрьской революции началась только в конце октября, после соответствующих указаний со стороны краевых директивных организаций, информированных о положении, причем, в основном, вся работа проводилась, главным образом, в городских пунктах.
Начальник СПО ОГПУ Молчанов
Пом. начальника СПО ОГПУ Люшков
Верно
Пом. секретаря СПО ОГПУ Светлов
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Балицкому; 4) Прокофьеву; 5) Поскребышеву (для Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Постышеву; 9) Рудзутаку; 10-17) ОГПУ; 18) в деле; 19-20) в отделении.
Ф. 2. Оп. 11. Д. 1524. Л. 20-26. Заверенная копия.