Спецсводка СПО ОГПУ о политнастроении и к.-р. активности спецпереселенцев. Не ранее 20 июля 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.07.20
Период: 
1932
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 10. Д. 513. Л. 417-424. Заверенная копия

Не ранее 20 июля 1932 г.
Совершенно секретно

По материалам ПП ОГПУ Севкрая, Урала, ДВК,
ВСК, СКК, ЗСК, ЛВО и Казахстана

Поступающие с мест материалы о политнастроениях спецпереселенцев указывают на то, что международные события и, в особенности события на Дальнем Востоке, по-прежнему продолжают служить основным моментом, определяющим политические настроения ссыльного кулачества и вызывающим обактивление к.-р. элементов.

К.-р. агитация в связи с международным положением

Отмечаемое по ряду областей повышение к.-р. агитации среди спецпереселенцев основывается, главным образом, на «неизбежности войны» и связанной с этим «гибелью соввласти» и идет по линии распространения разного рода провокационных слухов (об «уже начавшейся войне», «переходе Красной армии на сторону противника» и т.д.) и призывов к повстанческой и террористической деятельности.

«Война уже началась, и Красная армия переходит на сторону восставших. Все коммунисты разбегаются» (ДВК).

«Владивосток взят Японией, скоро будет отрезан весь Дальний Восток, Польша и Румыния ударили с другой стороны. Скоро конец соввласти» (ЗСК).

«Чита занята генералом Семеновым. Белые идут под лозунгом "Свобода высланным"».

«Иностранные государства предъявили ультиматум СовСоюзу. Англия, Франция, Япония и Америка готовятся одновременно напасть на СовСоюз» (ЗСК).

Толки о войне и скорой гибели соввласти, а также увязываемая с этим повстанческо-террористическая агитация за скорейшее освобождение из ссылки за последнее время приняли значительные размеры.

По Севкраю за один только июнь зарегистрировано свыше 100 случаев ярко выраженной повстанческой террористической агитации, а за период март-май свыше 1500 таких случаев. По ВСК за время с 20 апреля по 30 мая с.г. только по 6 районам ссылки (из 18) учтено 98 таких фактов. По ЛВО за 4 месяца (февраль-май) зарегистрировано 190 наиболее значительных фактов повстанческо-террористической агитации среди спецпереселенцев, причем из месяца в месяц наблюдается рост этого вида к.-р. проявлений. По ЗСК за одну только декаду отмечен 71 случай. Аналогичный рост к.-р. агитации среди спецпереселенцев отмечается и по другим областям.

Рассматривая международные события в разрезе «близкой и гибельной для Советского Союза войны», к.-р. актив ссылки распространяет слухи о том, что «коммунисты перед своей гибелью постараются уничтожить ссыльных кулаков», что еще более усиливает повстанческо-террористические тенденции спецпереселенцев. Характерны в этом отношении показания одного из фигурантов ликвидированной в ЛВО к.-р. группировки среди спецпереселенцев, работающих на Синяв[инских] торфоразработках.

«С начала осложнений на Дальнем Востоке мы все стали считать, что война неизбежна и должна закончиться падением соввласти. Особенную надежду мы в этом отношении возлагали на белогвардейского атамана Семенова. Наша группа неоднократно обсуждала вопрос, что мы будем делать в случае войны. Мы считали, что большевики в случае осложнения на фронте нас не пощадят, т.к. кулаки являются врагами советской власти, и держать их в тылу небезопасно. Мы обсуждали вопрос о необходимости организоваться с тем, чтобы в момент неудач на фронте разогнать охрану и совершить коллективный побег всем лагерем».

Во всех суждениях спецпереселенцев, связанных с войной и интервенцией Советского Союза, красной нитью проходит мысль о том, что «иностранные войска несут освобождение из ссылки» (СКК, ВСК, ЛВО, Урал и др.). В основном эти суждения сводятся к следующему:

«Приближается наша свобода, скоро наступит тот день, когда иностранцы отплатят за нас этим гадам».

«Недолго осталось терпеть, приходит конец нашим мучениям и гибель коммунистическим гадам» и т.д.

По ряду областей значительное оживление среди спецпереселенцев внесло убийство французского президента Думера. Факт убийства вызвал усиленные суждения и расценивался как факт, который неизбежно повлечет за собой интервенцию.

«Убийство французского президента — это дело наших коммунистов, и Франция сдерет за это с них не одну шкуру».

«Это дело безнаказанно для СовСоюза не пройдет. Благодаря этому, если уже не в 1932 г., то в 1933 г. война неизбежна» (ЛВО, ЗСК, Урал, СКК и др.).

К.-р. активность по вопросам
внутренней жизни Советского Союза

Наряду с к.-р. повстанческой агитацией, увязываемой с международным положением, к.-р. актив ссылки ведет усиленную агитацию по вопросам внутренней жизни Союза и политики партии. Наиболее распространенной темой агитации к.-р. актива ссылки в области внутренней жизни Союза является распространение слухов о развале колхозов, голоде и крушении всей политики партии в части соцпереустройства деревни.

«Советская власть гибнет, колхозы развалились, все люди в деревне разбежались кто куда, везде голод, все поля остались незасеянными и сеять нечем, скот погиб. Коммунисты довластвовали до краха и чувствуют свою гибель. Вместо социализма скоро мы споем вечную память».

«Из деревни пишут, что колхозы развалились. Многие колхозники из-за голода бросили семьи и убежали неизвестно куда. Оставшиеся в колхозе мрут от голода. Коммунисты отбирают оставшийся скот и хлеб».

«Как коммунисты не драли глотки и не доказывали полезность колхозов, а все же погорели» (ДВК, ЛВО, ЗСК и др.).

Вынесенные за последние месяцы решения ЦК и правительства о колхозной торговле, мясо- и хлебозаготовках и др. большинство ссыльных рассматривает как «уступку» и «поправление» соввласти и высказывает мнения о том, что вслед за опубликованными постановлениями последуют еще новые, в которых коммунисты откажутся от коллективизации деревни (ЛВО, Урал, ВСК, СКК и др.).

Реагирования на постановление ЦИК СССР
о восстановлении в правах гражданства спецпереселенцев

Восстановление в правах гражданства части спецпереселенцев, проявивших свою политическую лояльность и зарекомендовавших себя с положительной стороны в трудовом отношении, вызвало оживленные реагирования ссыльной массы. Наряду с положительным отношением значительной части ссыльных к.-р. актив ссылки постановление ЦИК использовал для к.-р. агитации о «слабости соввласти», «постепенных уступках в связи с боязнью восстания ссыльных» и т.д.

«Это лишь заманить хотят, чтобы подняли производительность труда, не нужно слушать, а раз нас сослали, как негодный элемент, то нам надо вредить, а не работать».

«Мы теперь восстанавливаемся по приказу Японии, Япония приказала и нас восстановили, потому что Советский Союз боится Японии и идет на всевозможные уступки, лишь бы избежать войны».

«Зачем нам развивать соревнование и ударные темпы на раскорчевке, все это пустая работа, и здесь ничего не уродится, а восстановление в правах одного человека на нашем поселке — это одна заманка, чтобы мы, дураки, лучше работали».

Организованная к.-р. деятельность и опермероприятия

Усиленно развивая к.-р. повстанческую и провокационную агитацию, к.-р. элемент ссылки всю свою деятельность направляет на создание к.-р. группировок в целях противодействия проводимым мероприятиям и организованной борьбы с советской властью. Поступающие с мест материалы говорят о том, что за последнее время организованная к.-р. деятельность среди спецпереселенцев имеет тенденции к росту, причем, в основном, эта деятельность носит ярко выраженный бандитско-повстанческий характер. Размеры организованной к.-р. деятельности спецпереселенцев и наших опермероприятий по пресечению этой деятельности по отдельным областям видны из следующих цифр.

По ДВК за время с 1 января по 1 июня 1932 г. ликвидировано 16 к.-р. образований среди спецпереселенцев, по которым изъято 159 человек, причем 12 группировок со 136 участниками возникло за период январь-май. По Севкраю в течение мая с.г. ликвидировано 30 к.-р. группировок с 375 участниками. Выявлено вновь в мае 13 группировок со 114 фигурантами и в июне — 5 группировок с 79 фигурантами, а всего в стадии разработки, по состоянию на 1 июля с.г., по Севкраю имеется 47 к.-р. образований с 405 фигурантами. По ЛВО за март выявлено 11 к.-р. группировок, по которым проходят 59 человек. По СКК за время с 15 апреля по 1 июля с.г. ликвидировано 8 к.-р. группировок с изъятием 61 человека. По Уралу в течение мая вновь выявлено 20 к.-р. группировок с количеством участников 137 человек, против 12 к.-р. образований со 104 участниками, выявленными в апреле с.г.

Из числа ликвидированных за истекшее время к.-р. образований наиболее характерны следующие.

К.-р. организация «Золотопромышленники» (ДВК). Организация возникла в 1931 г. и охватывала 5 приисковых спецпоселков Хингано- Архаринского района. Всего выявлено 33 участника к.-р. организации, из коих спецпереселенцев — 28 человек, административно высланных — 1 человек, вольнонаемных рабочих, оказавшихся беглыми кулаками — 3 человека и служащих прииска — 1 человек. Организация ставила своей задачей, как минимум, создание бандитшайки и ухода за границу, а в случае успеха — организацию массового восстания. Руководителем организации являлся некто Подолянский, конторщик Биро-Сутарского приискового управления, в прошлом, до революции, унтер-офицер царской армии, после революции — поп. В 1928 г., в бытность на Украине, привлекался по делу СВУ.

К.-р. организация в Сел[емджино]-Буреинском районе ДВК. Указанная организация, охватывавшая несколько спецпоселков, состояла из 37 человек, из коих 25 спецпереселенцев и 12 административно] ссыльных. Участники организации ставили перед собой задачу, аналогичную с «Золотопромышленниками», причем намечали предварительно совершить ряд терактов над администрацией и охраной приисков.

Помимо изъятия к.-р. элементов, проходящих по групповым делам, по ряду областей за истекшее время произведено изъятие к.-р. одиночек. Так, по ДВК с 1 января по 1 июня с.г. изъято 86 к.-р. одиночек; по Севкраю в течение мая репрессировано 44 человека; СКК — 69 человек; ВСК — 35 человек и т.д.

Бегство ссыльного кулачества и борьба с ним

Несмотря на ряд мероприятий, предпринятых на местах по предотвращению и борьбе с бегством ссыльных кулаков из мест расселения, бегство спецпереселенцев по-прежнему продолжается. Так, по ЗСК за время с 20 апреля по 10 июня с.г., по неполным данным, задержана 71 кулацкая семья (257 человек) и 324 одиночек, бежавших из спецпоселков. По ЛВО за первую декаду июля задержано 320 человек беглых кулаков, из коих 46 — бежавших из места ссылки. Числится в бегах на 1 мая 1932 г. 2034 человека. По Уралу на 1 июня с.г. числится в бегах 87 870 человек. По Севкраю за июнь по 17 районам края задержано 343 беглеца и т.д. О способах и путях бегства подробно указывалось в н[ашей] спецсводке от 8 июля с.г. При задержании беглых кулаков некоторые из них пытаются оказать вооруженное сопротивление. (Урал, СКК, ДВК и др.).

В Лен[инградской] обл. в дер. Колтуши Пригородного района колхозниками был выявлен скрывшийся с апатитовых разработок кулак Яскеляйнен, проживавший нелегально на хуторе своего дяди. При попытке задержания Яскеляйнен и его дядя, схватив косы, пытались оказать колхозникам сопротивление, за что были избиты до такой степени, что после ареста их обоих пришлось отправить в больницу.

Зам. начальника СПО ОГПУ Горожанин

Пом. начальника 2-го отделения СПО ОГПУ
Коркин

Верно
Инспектор О[собой] ч[асти] Управления] д[елами] ОГПУ

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Акулову; 3) Ягоде; 4) Балицкому; 5) Поскребышеву (для т. Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Постышеву; 9) Рудзутаку; 10-20) ОГПУ; 21-43) ПП ОГПУ; 44) в деле; 45) в отделении.

Ф. 2. Оп. 10. Д. 513. Л. 417-424. Заверенная копия.