Докладная записка ОГПУ о результатах проверки работы мельничных предприятий Союзмуки за период сентябрь 1932 г. — март 1933 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1933.03.28
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 11. Д. 7. Л. 7-10. Копия

28 марта 1933 г.
№50152
Совершенно секретно

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину

В соответствии с решением политбюро от 8 марта с.г. ОГПУ была проведена работа по вскрытию хищений и разбазаривания муки и продовольственных продуктов на мельницах и мельничных комбинатах Союзмуки. С этой целью были специально проверены 51 мельница и 8 крупорушек (примыкающих к мельницам) на Украине, Северном Кавказе, в Западной Сибири, Московской обл., Татарии, ЦЧО, Нижней Волге, Средней Волге и ИПО.

В результате проведенной работы выявлено, что на этих мельничных предприятиях за время с сентября 1932 г. по март 1933 г. расхищено и разбазарено: 19 021 ц муки, 1850 ц зерна, 5683 ц отрубей, 5361 ц кормовых отходов и 10 ц пшена.

Расследованием установлено, что фонды для хищения и разбазаривания муки и кормовых отходов создавались за счет т.н. «производственной экономии» путем: незаконного увеличения норм распыла; понижения стандарта (качества) выпускаемой муки; подложных записей в приемных актах с преувеличением влажности и засоренности зерна; составления внутренних актов распоряжением администрации мельницы о недостаче зерна после поступления его из транспорта.

Наиболее распространенным способом создания фондов «производственной экономии» является показываемый мельницами в своих эксплуатационных отчетах преувеличенный против фактического распыл. Так, например, только по двум областям (ЦЧО и НПО) в течение 3 месяцев — ноябрь, декабрь, январь — мельницы Союзмуки сумели создать себе резерв на разнице между допущенной нормой помола и показываемой ими в своих отчетах — в 7228 ц муки.

Таким образом, в распоряжении непосредственно мельниц сосредотачивались значительные фонды муки. Отсутствие же контроля со стороны трестов и Всесоюзного объединения Союзмука привело к широкому разбазариванию и хищению этих фондов, которые носили систематический и широкий характер почти по всем проверенным мельничным предприятиям.

Так, например, по одной только Госмельнице № 1 (комбинат им. Цюрупы — Москва) за 1932 г. установлена недостача 12 600 ц сортовой пшеничной муки. Эта недостача частично покрывалась получаемыми излишками за счет ухудшения качества продукции. (Производится расследование. Виновные привлечены к ответственности).

На Ново-Омской мельнице (Западная Сибирь) Союзмуки путем незаконного списания 0,5 % количества зерна, поступающего с ж.д., а также преувеличением действительного процента влажности и сорности, создан был фонд экономии в количестве 3020 ц, за счет которого производилось безнарядное расходование и хищения.

На Киевских мельницах № 2 и № 3 выявлено списание зерна без актов сверх установленной нормы до 6 000 пуд.

По Татарии по трем мельницам Союзмуки расхищено 2129 ц муки и продовольственных отходов.

На Печищинской мельнице Союзмуки (Казань) ОГПУ в момент проверки обнаружило спрятанных и скрытых от учета 304 мешка муки и ржи весом 243,2 ц, которая была предназначена для продажи на сторону по спекулятивным ценам. (Виновные во главе с директором мельницы арестованы).

По мельницам Союзмуки в НПО установлено разбазаривание за полугодие 1800 ц муки и 2150 ц отрубей. Мука расходовалась в порядке премирования, расплаты с временным рабочим, товарообменных операций, снабжения мельничных столовых и продажи разным организациям.

Хищения и разбазаривания производились при непосредственном участии ответственных работников мельниц и мельничных предприятий. Больше того, разбазаривание муки в виде безнарядных выдач на рабочие столовые и натурпремирование производилось, как это имело место по Горьковскому краю и Ср[едней] Волге, по санкции управляющих трестами и руководителей Всесоюзного объединения Союзмуки.

Так, например, ответственный исполнитель сектора экономики труда Незлобин показывает: «По распоряжению т. Лобачева мной было дано разрешение горьковскому тресту на выдачу натурпремии за счет производственной экономии. Т. Панкратым (зам. председателя правления Союзмуки) было дано распоряжение о выдаче натурпремии Оренбургу». Это натурпремирование охватывает не только поголовно всех работников мелькомбинатов, но и совершенно посторонних людей, как: ж.-д. кассиров, почтовых работников и т.д. и носит характер постоянного дополнительного пайка, размер которого находится в прямой зависимости от служебного положения.

Аппарат Союзмуки вопросу производственных потерь и производственной экономии не уделял никакого внимания. За весь 1932 г. ни одно из проверенных нами предприятий не было обследовано Союзмукой с целью выявления соответствия действительных производственных потерь потерям, указываемым мельницами. Это подтверждает в своих показаниях руководитель технохимического контроля Всесоюзного объединения Союзмука т. Изергин.

«До прихода т. Михайлова, т.е. до ноября прошлого года, вопросом потерь никто не занимался. Отсутствие изучения причин, выявляющих потери, не давало возможности производить фактическую проверку предприятий. Проверка белорусского и татарского трестов и выявление усушки, значительно превосходящей нормальный распыл по Белоруссии на 74,7 т, а по Татарии на 99,1 т за ноябрь, декабрь, январь 1932-1933 гг. была произведена по заданию ОГПУ. Вообще же группой технохимического контроля подобные проверки не практиковались» (из показания Изергина от 25 марта с.г.).

В связи с вскрытыми хищениями и разбазариванием муки органами ОГПУ по обследованным 51 предприятиям привлечено к ответственности 330 человек.

Зам. председателя ОГПУ Прокофьев

Начальник ЭКУ ОГПУ Миронов

Ф. 2. Оп. 11. Д. 7. Л. 7-10. Копия