Докладная записка ЭКУ ОГПУ о состоянии рабочего снабжения Урала, Донбасса, Казахстана, Нижегородского края, Северного края, Башкирии, Западной обл. и Белоруссии. 4 июня 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.06.04
Период: 
1932
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)
Архив: 
Ф. 2. Оп. 10. Д. 116. Л. 166-174. Заверенная копия

4 июня 1932 г.
№ 307680
Совершенно секретно

Имеющиеся в распоряжении ЭКУ ОГПУ материалы по перечисленным краям и областям о состоянии рабочего снабжения свидетельствуют о том, что снабжение повсеместно, в т.ч. и в основных промышленных районах, происходит с огромным напряжением и порождает массовые отрицательные настроения среди рабочих. Из этих материалов усматривается, что перебои в снабжении являются не только результатом общей напряженности продовольственных ресурсов, но и в значительной мере усугубляются недочетами планирования и распределения.

Уже одно то, что планы снабжения устанавливаются с большими опозданиями и неоднократно на протяжении квартала (и даже месяца) меняются, порождает массовый перерасход продовольствия и усугубляет разрыв между потребностями и покрытием. Так, по Уралу окончательный план потребности муки на I квартал областными организациями утвержден только 10 марта, а план снабжения на II квартал — только 4 мая. Это способствовало тому, что целый ряд коопорганизаций, не зная окончательного плана, расходовали хлеб сверх утвержденных контингентов.

Крайне отрицательно сказывается на снабжении полная неразбериха в вопросе контингентов едоков и неудовлетворительная и бесконтрольная система выдачи заборных карточек. Так, по Казахстану, наряду со значительной урезкой контингентов и фондов рабочего снабжения Союзнаркомснабом и Казнаркомснабом, когда ряд предприятий преувеличивают контингенты (Риддер, Эмбанефть и др.), это способствует массовому перерасходу продовольственных ресурсов.

На Урале, в Магнитогорске, при утвержденном на II квартал контингенте в 191 тыс. человек, в апреле уже выдано заборных карточек на 220 тыс. человек, что опять-таки неизбежно вызовет перерасход против установленных фондов, разрыв будет усугубляться, и строительство может оказаться перед фактом полного отсутствия продовольствия.

О состоянии системы выдачи продовольственных карточек свидетельствуют такие хотя бы факты, что в Магнитогорске при проведенной в марте проверке отобрано свыше 8 тыс. карточек; в Свердловске, по неполным данным, выявлено 6 тыс. «мертвых душ»; в Казахстане в заборных столах полный хаос: в Риддере, Семипалатинске и других пунктах бланки заборных карточек в цеха выдаются на вес, отдельные рабочие имеют сверх нормы до 20 карточек, по которым получают продукты, списки составляются заведомо неправильно и никем не проверяются (на Риддере в одном только горном цехе за февраль собрано 200 карточек, выданных на несуществующих рабочих). При увольнении рабочих карточки, как правило, никем не отбираются и т.д.

Поскольку заявки, в основном, базируются на количестве выданных продовольственных карточек, в условиях приведенной выше неналаженности системы учета контингентов и выдачи карточек совершенно неизбежны, с одной стороны, механические урезки (без достаточной обоснованности) контингентов кадровых рабочих или, наоборот, установление преувеличенных контингентов (в частности, Магнитогорску на IV квартал утвержден контингент на 23 тыс. человек больше фактического), а с другой — массовый перерасход продовольствия.

О размерах этих перерасходов можно судить по следующим нескольким фактам: в Магнитогорске в I квартале перерасходовано сверх плана 379 т муки, 209 т рыбы, 73 т сахара, 34 т растительного] масла и т.д., и, кроме того, по линии треста Нарпит: 138 т хлеба, 90 т рыбы, 58 т. крупы и т.д.; на Риддере перерасходовано 1110т муки, т.е. израсходован в I квартале хлеб, занаряженный не только для II, но и частично для III квартала.

В условиях общей чрезвычайной напряженности ресурсов вырисовывается угрожающее снижение запасов в основных промрайонах. Так, в Магнитогорске запасы на 1 мая составляют: по муке — 5-дневную потребность, по мясу — 5 дней, а жив[отного] масла совершенно нет, причем, по жив[отному] маслу перспектив на получение в ближайшем будущем нет, т.к. нет ни нарядов, ни извещений об отгрузке.

На Донбассе в апреле запасы муки не превышали 2-3-дневных потребностей: Сталинская база Союзмуки имела в течение апреля запасы, не превышающие 2-3-дневную потребность, а в отдельные дни — никаких запасов не было, и дневная потребность удовлетворялась только из остатков местного треста хлебопечения; в Лисичанском районе запасы в апреле не превышали 2-дневной потребности, а отдельных ЗРК — однодневную; в Киевщине напряженность хлебоснабжения доходит до полного отсутствия запасов муки для текущих потребностей.

Последние донесения по Киевщине гласят, что «положение на сегодняшний день исключительно напряженное, свободные ресурсы обеспечивают снабжением только город Киев до 12 мая с.г. исключительно, 13 мая местные организации стоят перед фактом отсутствия каких бы то ни было возможностей снабдить население хлебом». «Города Житомир, Черкассы, Смела, Б[елая] Церковь, Фастов совершенно не имеют хлеба». «По минимальным подсчетам Киеву и области необходимо в месяц 7200 т хлеба (из них городу Киеву 5400 т), по окончательному же плану НКСнаба Украины для Киева и области определено 1738 т». «Так как местные децентрализованные заготовки ни в какой степени не могли покрыть прорыва, организации практиковали заимствование хлеба из фонда военведа».

Почти повсеместно наблюдается несвоевременный и неравномерный завоз фондов снабжения (и в первую очередь — промтоваров), что наряду с совершенно неудовлетворительным развертыванием самозаготовок создает чрезвычайно напряженное состояние рабочего снабжения, которое по отдельным районам рисуется следующим образом.

Донбасс

Целый ряд ЗРК из-за крайне ограниченных хлебных запасов снижают установленные нормы; мясоснабжение проходит с большим напряжением: весь Донбасс удовлетворен мясом только в размерах 48 % уменьшенного плана; по сахару значительное недоснабжение не только за апрель, но и за февраль-март (исключительно из-за неудовлетворительной работы Сахсбыта, который давал наряды на заводы — Первухинский, Черкасский, Петровский и другие, где отсутствует сахар).

По Днепропетровску по последним сообщениям от 14 мая в связи с запрещением выдачи хлеба из централизованного фонда, область стоит перед фактом прекращения выдачи хлеба рабочим заводов «Артем» «Профинтерн», «Коммунар», им. Энгельса, «Стальмост», «Коксохим», и ряда других предприятий 2-го и 3-го списков, а также рабочим куст[арной] промышленности, строителям, студентам и служащим.

При передаче в правление Ком[итета] резервов всех хлебофуражных и мучных ресурсов выяснилось, что местные организации нарушили Постановление Политбюро ЦК Украины, запрещающее снабжать 2-ю и 3-ю категории из централизованных фондов, и незаконно израсходовали за прошедший период II квартала 2900 т хлеба, а заготовлено за этот период только 238 т.

Урал

Ряду ЗРК (Высокогорск, Надеждинск и другие) отгружено только 32-50 % потребности муки, а на Уралмашстрое 6 и 7 апреля совершенно не выдавали хлеба. По жив[отному] маслу на 25 апреля план выполнен только на 7,1 % и т.д. В Магнитогорске в 1-й половине апреля мука выдана только в размере 50 % потребности, а на 2-ю половину апреля мука взрослому рабочему населению совершенно не выдавалась (только детям). Исключительные продзатруднения в деревне: в Ярковском и Еровском районах в ряде колхозов зарегистрированы случаи опухания от голода; в Краснополянском районе зарегистрировано до 20 случаев отравления на почве потребления в пищу падали и разных суррогатов; в Курганском районе в коммуне «Заря Сибири» колхозники питаются травой; также острые продзатруднения в Омутнинском, Пермском, Ильинском, Вагайском и других районах. Продолжаются случаи нищенства. В ряде районов (Сысерть, Курган, Лебяжье) на продовольствие употребляется семмматериал и страхсемфонд. Зарегистрированы массовые выходы из колхозов.

Казахстан

В ряде совхозов зарегистрировано массовое потребление в пищу падали и суррогатов (совхоз «10 лет Казахстана», «Байгунус»).

Нижегородский край

Рабочие фабрики «Пятиугольник» и бумажной] фабрики ходят по деревням собирать куски хлеба; учащиеся школы ФЗУ стройуча (Вятка) систематически голодают, и к концу марта большинство из них заболело (по заключению врачей — из-за систематической длительной голодовки). По ЗРК НиГРЭС рабочие еще и за март [не] получали муку, мясо, сахар и т.д. В магазинах обмороки в очередях. По Муромскому району в ЗРК Новостроек и Текстилей еще не выданы за I квартал мука, мясо, сахар и т.д. По Чувашской республике рабочие Долгополянского химзавода систематически недоснабжаются, а промтовары не завозились в течение всего 1931 г.

Западная обл.

Крайнее напряжение продснабжения по ряду лесозаготовительных районов привело к тому, что в отдельных районах (Нелидовский и другие) расходуется хлеб, предназначенный для сплавных операций.

Необходимо особо подчеркнуть, что товаропроводящая сеть не проявляет необходимой гибкости в маневрировании наличными и отгруженными товарными фондами и более внимательным обслуживании рабочего потребителя: материалы с мест говорят о том, что на местах не предпринимается достаточных мер к продвижению товаров, своевременному выкупу товаров и разброске их по отдельным точкам, правильной загрузке отдельных точек под углом зрения преимущественного обеспечения ведущих предприятий и ударников, заблаговременной расфасовке товаров, бережному хранению продовольствия и т.д. Ярким примером полной безответственности может служить следующий пример по Нижкраю: за март мука по НиГРЭСу, НиГРЭСстрою и ЖДО выдана только в размере 50 %, что вызвало огромные очереди и способствовало нездоровым настроениям среди рабочих, текучести, снижению производительности и т.д., а в то же время на складах ЗРК имелось 80 т муки, которые полностью обеспечивали бесперебойное снабжение за март.

На почве исключительной напряженности продснабжения, усугубляемой недочетами планирования, распределения и обслуживания, резко выявляются нездоровые настроения среди рабочих, массовый уход с работы, забастовочные настроения и прочее, которые соответствующим образом используются АСЭ для к.-р. агитации.

Материалы с мест по данному вопросу представляют положение в следующем виде.

Урал

В I квартале имело место 10 забастовок на почве продзатруднений, в которых участвовало свыше 1000 рабочих промпредприятий и сезонников-строителей; в апреле по промпредприятиям и новостройкам Урала было 7 забастовок с общим количеством участников 1018 человек (наиболее крупная — на Боткинском заводе — 580 человек). Выявлена открытая а/с агитация со стороны бывших эсеров, лиц духовного звания, бывших служащих полиции и т.д. (Златоуст, Воткинск, Надеждинск, Нижний Тагил, Березники и другие). На Березниковском Химстрое в I квартале ушло с работы из-за плохого снабжения 2713 рабочих; в Надеждинске 19 апреля не вышло на работу 432 человека, на Уралмашстрое 6-7 апреля не вышло на работу 150 человек. Массовый уход рабочих с производства зарегистрирован также в Ниж[не]-Сергинском и других заводах.

Донбасс

В целом ряде районов (Рыковском, Кадиевка, Красный Луч и др.) на почве неудовлетворительного снабжения зафиксированы отрицательные настроения среди рабочих.

По последним сообщениям, на сах[арном] заводе им. Ильича на почве продовольственных затруднений возникла волынка, в которой приняли участие до 40 человек — рабочих завода. Из толпы бросались выкрики: «Скорей бы началась война, мы знаем, куда повернуть оружие». Рабочие угрожали директору завода разобрать посевной материал в совхозе, а на 17 мая намечалось провести итальянскую забастовку (благодаря принятым мерам забастовка не состоялась).

Казахстан

Общие продзатруднения активно используются АСЭ для агитации среди населения.

Нижкрай

В Сормовском районе в связи со снятием со снабжения рабочих-строителей нефтеям 100 человек рабочих отказались выходить на работу; по Омутнинским заводам целые группы рабочих подают в цехкомы заявления об уходе с работы. Зафиксированы забастовочные настроения среди строительных рабочих в Ижевске.

Иллюстрацией настроения среди рабочих НиГРЭСа является отказ целой группы рабочих заниматься в кружках техучебы с мотивировкой: «Нужно прежде накормить, а потом учить». Забастовочные тенденции и невыход на работу целых бригад зарегистрированы также на Долгополянском химзаводе и других предприятиях.

О массовом уходе рабочих с производства, об отказе специалистов (агрономов, зоотехников и т.д.) от работы сообщают также из Башкирии и других районов, а по Севкраю зарегистрирован массовый отказ колхозников на возобновление контрактов по лесозаготовкам.

Необходимо также отметить, что массовые хищения продуктов, широкое самоснабжение, незаконные выдачи и т.д. по-прежнему еще не изжиты. Это, в частности, подтверждается материалами по УССР, согласно  которым на 1 мая в производстве органов ОГПУ находится свыше 60 дел, связанных с хищением и разбазариванием товаропродуктов, в которых участвуют 980 человек (из них 428 человек — под стражей). Аналогичные материалы имеются по Казахстану (Риддер, Караганда, Зыряновские руд­ники и другие), Уралу и ряду других областей.

Начальник ЭКУ ОГПУ Миронов
Начальник 4-го отделения ЭКУ ОГПУИльицкий
 
Рассылается:
 
1) Менжинскому; 2) Балицкому; 3) Ягоде; 4) Молчанову; 5) Молото­ву; 6) Поскребышеву (для Сталина); 7) Постышеву; 8) Кагановичу; 9) Анцеловичу; 10) Микояну; 11) Зеленскому.
 
Ф. 2. Оп. 10. Д. 116. Л. 166-174. Заверенная копия.