Татьяне Борисовне Стюнкель. Харьков 21/VI-31 г.
Харьков 21/VI-31 [г.]
Дорогой Танюшок!
Сегодня вечером пришла твоя телеграмма с известием, что т. Горянову в ОГПУ о твоем деле ничего неизвестно. Я немедленно обратился к т. Бельскому, который мне лично показал копию письма, помеченного 20/VI и посланного.
По вине канцелярии письмо, подписанное 16/VI и о чем мне было уже сказано, пошло 20/VI, т[ак] ч[то] ясно, почему т. Горянову было неизвестно.
Сегодня утром пришла открытка от мамы от 16/VI, из которой я вижу и чувствую, что вы, бедняжки, живете сейчас всей этой историей. Я чувствую все это на расстоянии и мне эти дни очень тяжело на душе, главное тяжело, за что ты еще терпишь за все. Новое поколение, все в будущем, созидательница нового мира, а он и тебе не верит. И нет ведь силы, кроме времени, которая может остановить это колесо недоверия. В этом вся трагедия личной жизни ряда поколений слоя населения, вышедшего из рядов старой интеллигенции.
А наряду с этим как бурно идет жизнь вперед. Успехи совхозов и колхозов при хорошем урожае этого года выдвигают СССР на первое место по сельскому хозяйству. Мировой кризис настолько захватил все передовые капиталистические страны, что они совершенно бессильны сейчас вести с нами серьезную борьбу — интервенция немыслима сейчас.
Это все укрепляет наше международное положение и создает для нас чрезвычайно сильную позицию, позволяющую спокойно вести внутреннее строительство.
Несмотря на отдельные прорывы и неудачи мы прем вперед и сильно прем.
Последние решения Пленума ЦК партии дали основательную наметку для строительства ближайших лет — уточнение строительства по отдельным участкам народного хозяйства.
Рад за Москву — строительство метрополитена решено окончательно.
Надеюсь, что не только доживу, но и поезжу на нем. И вот хочу, чтобы ты, детка в этом строительстве, небывалом в истории человечества, играла самую энергичную роль. Ведь никогда в истории не бывало, чтобы так скоро давала себя знать та или другая коренная ломка жизни, как это сказалось в русскую революцию. Ведь подумай — за 14 лет так изменить всю физиономию старой России, как она изменилась! И теперь результаты будут сказываться все скорее и скорее. Но одно грустно — уж очень скоро и рано жизнь выкинула за борт наше поколение. Так сложилась историческая обстановка и нет той силы, которая этот процесс выдавливания старых приостановит.
Но несмотря на все я слишком верю в силу здравого смысла и силу новой жизни и верю, что эти факторы втянут нас еще в работу, т[ак] ч[то] наше поколение еще даст стране свои знания и опыт.
Расфилософствовался.
Жду от тебя подробных известий о ходе всех твоих перипетий.
Целую всех крепко. Твой папа.
РГАЭ. Ф.332. Oп. 1.Д.94.Л. 110-111 об. Рукописный подлинник, автограф Б. Э. Стюнкеля (написано чернилами). На Л. 143-144 — машинописная копия более позднего времени.