Докладная записка Л. К. Рамзина начальнику ЭКУ ОГПУ Г. Е. Прокофьеву о преимуществах котла новой конструкции. Июнь 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.06
Период: 
1931
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)
Архив: 
РГАЭ. Ф. 38. Oп. 1. Д. 2. Л. 19-13

Июнь 1931 г.

НАЧАЛЬНИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОГПУ
т. ПРОКОФЬЕВУ

Великий лозунг — догнать и перегнать технику капиталистических стран может быть осуществлен советской промышленностью в весьма короткие сроки, если последняя в своей реконструкции будет переходить прямо к технике завтрашнего дня, перешагивая через промежуточные, переходные этапы развития мировой техники, сильно замедляющие темп ее развития, вследствие консервативного, задерживающего влияния уже имеющегося оборудования заводов, приспособленного к существующим типам и конструкциям машин, ибо переход к новой конструкции требует коренной ломки оборудования заводов и крупных капиталовложений.

В этом отношении советская промышленность находится в более благоприятном положении, выгоды которого можно и должно всемерно использовать.

Особенно отстала наша промышленность в производстве энергетического оборудования, и прежде всего котельных агрегатов, представляющих основу современных теплосиловых установок, ибо ок. 50 % всей стоимости современной электростанции составляет котельная установка.

Котлы и их принадлежности, производимые советскими заводами, отмечаются устарелостью конструкций, крайне малы по мощности, строятся лишь на низкие давления, требуют громадного расхода металла и совершенно не отвечают потребностям бурно растущей энергетики страны ни по количеству[,] ни по качеству выпускаемых котлов. Вместе с тем наше котлостроение находится в громадной зависимости от заграницы ибо[,] помимо ввоза большого количества комплектных заграничных котлов[,] целый ряд деталей котлов, как-то цельнокованые барабаны, коробки перегревателей, змеевидные секции котлов, грязевики, арматура и даже кипятильные трубки так же в больших количествах ввозятся из загранитты. так что для многих котлов «советского производства» этот термин совершено неправилен, ибо котел лишь собирается на советских заводах, почти целиком состоя из импортных частей и материалов.

На конец пятилетки намечается колоссальная программа развития котлостроения до 1 мил. кв. метров в год, которая потребует громадных капитальных затрат на оборудование котельных и металлургических заводов, а также и колоссального расхода металла на постройку опять устаревших типов котлов, которые уже бросила, бросает или завтра оставит мировая техника, почему к моменту их окончания котельные заводы окажутся уже устаревшими: их неизбежно придется переделывать, приспосабливая к новым типам котлов, ибо намеченные типы с громадным метражем и весом металла будут явно невыгодны и неприемлемы для социалистического хозяйства.

Чтобы не пропали напрасно большие капиталовложения, чтобы не терять темпа и не отставать безнадежно от мирового котлостроения, необходимо теперь же немедленно перейти на новую технику в котельном деле, и строиться на производство тех типов котлов, к которым уже подходит и скоро придет мировая техника. Тогда через 11/2-2 года мы уже сможем смело сказать, что в основной отрасли энергооборудования — в котлостроении, мы не только догнали, а уже сильно перегнали мировую технику.

Более 20-ти лет занимаясь вопросами теплотехники и в частности паровыми котлами, я разработал и рас[с]читал новый тип парового котла, работающий на совершенно ином принципе, чем теперешние котлы. Прежде всего, в моем котле совершенно отсутствуют барабаны, представляющие самую тяжелую и дорогую часть котла, особенно при высоких давлениях[,] когда вес и стоимость барабанов доходит до 75 % от стоимости всего котла; кроме того, до сих пор все цельнокованые барабаны (на давления в 30-35 [ат.] и выше) ввозились из заграницы, ибо производство их весьма сложн[о].

Далее в своем котле, путем систематического применения всех научных достижений мне удалось довести паронапряжение до 1.000 кг в час на 1 кв. м эффективной поверхности нагрева, в то время как наши современные советские котлы дают лишь 25-60 кг, а рекордные заграничные котлы не более 100-150 кг.

Мой котел целиком состоит лишь из тонких трубок, совершенно безопасен в смысле взрыва, крайне легок, компактен и пригоден для любого давления[,] начиная с 25 ат. и до 200 ат. и выше, полностью разрешая задачу высоких давлений; и в то же время мой котел крайне прост по конструкции, доступен для изготовления любому, даже слабому заводу, и целиком освобождает советскую промышленность от импорта.

Для характеристики моего котла по сравнению с существующими можно дать следующие приблизительные цифры при одинаковой паропроизводительности 100 тн/час при 140 ат.

Тип котла

Рамзина

Бабкок и Вилькокс

Вертикальный 3[-]барабанный

Поверхность нагрева полная

170

1000

1000 КВ. м.

Вес котла

10

130

200 тн.

В том числе вес барабанов

-

65

150 тн.

Себестоимость котла

20

230

320 тыс. руб.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таким образом мой котел дает[:]

Экономию металла в 13-20 раз.

- ” — в себестоимости в 11-16 раз.

Кроме того[,] благодаря компактности мой котел дает еще громадную экономию на размерах и стоимости котельных зданий.

Я тщательно продумал и просчитал свой котел за последние месяцы и ручаюсь за отсутствие какой[-]либо существенной ошибки, тем более, что мой котел состоит из элементов, которые каждый в отдельности испытан и проверен, так что весь секрет заключается лишь в целесообразной и удачной комбинации этих элементов.

Кроме электростанций и котельных фабрично-заводских установок мой котел будет иметь громадное значение для флота, и особенно для боевого флота, где экономия веса играет первостепенное значение. Далее, если опыты оправдают имеющиеся литературные сообщения о возможности питания пролетных котлов обычной водой, а не чистым конденсатом, то для моего котла открывается широкое поле применения и в паровозах, тракторах, локомобилях и т. п.

Являясь не увлекающимся изобретателем, а специалистом, глубоко изучившим за 20 лет свое дело, я твердо убежден в том, что предлагаемый мною тип представляет собою котел близкого будущего, и что к этому типу очень скоро перейдет вся мировая техника. Не дайте же капиталистическим странам и на этот раз опередить нас и отнять приоритет, который по праву принадлежит здесь советской науке и технике. Предлагаемый мною тип котла произведет полный революционный переворот в котлостроении и энергетике и принесет неисчислимые выгоды социалистическому хозяйству и советской энергетике.

Своим поведением во время следствия и на процессе Промпартии я решительно и безповоротно порвал с контрреволюционными кругами, как в Союзе, так и заграницей. После того, как Советская Власть даровала мне жизнь, я твердо и навсегда решил посвятить ее целиком на активную борьбу с контр-революцией и на социалистическое строительство. Принося Советскому Союзу свое изобретение[,] являющееся завершением моей многолетней научной работы, я хочу на деле искупить хотя бы частично тот вред, который принесла моя позорная деятельность в Промпартии и прошу ВАС предоставить мне возможность проработать и построить мой котел.

Для этого мне необходимо лишь иметь небольшую группу конструкторов в 3-4 человека, знакомых с котельным делом, из известных мне лиц здесь наиболее подходящими являются Н. В. Цейц, Н. Н. Ревокатов, Ю. О. Нови и кто[-]нибудь из молодых инженеров конструкторов, например: Титов[.] Далее необходимо определить завод для постройки первого небольшого опытного котла и обеспечить нашей группе тесную связь с ним, перебросив ее на завод. Здесь из Московских котельных заводов наиболее подходит Парострой. Для связи с внешним миром, получения литературы, необходимых справок, консультаций и т. п. необходимо поручить постоянное наблюдение за нашей группой одному сотруднику О ГПУ, желательно техник[у] или еще лучше инженер[у]. Наконец необходимо срочно сделать запрос заграницу на арматуру высокого давления, для опытного котла (ибо ее нельзя достать в СССР) и далее обеспечить заказ и срочное получение этой арматуры, которая будет стоить немного. Необходимо заказать нужное советское оборудование. И наконец самое главное, это получить Вашу личную поддержку и помощь в смысле ускорения всего дела.

При наличии этих условий я даю обязательство в 1/2 года спроектировать и построить первый небольшой опытный котел, который затем целесообразнее всего поставить в Теплотехнический институт, вследствии наличия там подходящего оборудования и приборов. Затем в течении нескольких месяцев (3-4 месяцев) я берусь провести все необходимые опыты, выяснить отдельные детали и дать в результате работы проект промышленного котла для его серийного производства. Таким образом, менее чем в 1 год вся работа может быть закончена и Советское котлостроение получит не устаревший бросаемый тип котла, а котел будущего. Если Вы поддержите меня в этом деле и создадите необходимые условия для работы, я с полной ответственностью заявляю, что уже через 11/2 — 2 года, т. е. еше в пределах текущей пятилетки мы перегоним в котельном деле мировую технику, дадим социалистической промышленности громадные выгоды в виде колос[с]альной экономии металла, введения сверхвысоких давлений и полного освобождения от заграничной зависимости.

Я горю желанием загладить свои преступления и принести максимальную пользу социалистическому строительству и даю обещание работать изо всех сил, отдавая все мои знания и опыт. Окажите только мне Вашу поддержку в этом деле.

Л. РАМЗИН

Июня 1931 г.

РГАЭ. Ф. 38. Oп. 1. Д. 2. Л. 19-13. Машинописная копия того времени (обратная нумерация листов). Число в дате отсутствует. Некоторые фрагменты текста выделены (отчеркнуты вертикально на поле слева, подчеркнуты). В частности, на Л. 17 выделен вертикальной чертой (простой карандаш) на поле слева абзац «Далее в своем котле, путем систематического применения всех научных достижений мне удалось довести паронапряжение до 1.000 кг в час на 1 кв. м эффективной поверхности нагрева, в то время как наши современные советские котлы дают лишь 25-60 кг., а рекордные заграничные котлы не более 100-150 кг». На Л. 15 выделены вертикальной чертой (зеленый карандаш) на поле слева и помечены знаком «X» два абзаца: «Являясь не увлекающимся изобретателем, а специалистом, глубоко изучившим за 20 лет свое дело, я твердо убежден в том, что предлагаемый мною тип представляет собою котел близкого будущего, и что к этому типу очень скоро перейдет вся мировая техника. [...] Принося Советскому Союзу свое изобретение[,] являющееся завершением моей многолетней научной работы, я хочу на деле искупить хотя бы частично тот вред, который принесла моя позорная деятельность в Промпартии и прошу ВАС предоставить мне возможность проработать и построить мой котел». Ниже отчеркнут синим карандашом текст «Для этого мне необходимо лишь иметь небольшую группу конструкторов в 3-4 человека, знакомых -с котельным делом, из известных мне лиц здесь наиболее подходящими являются Н. В. Цейц, Н. Н. Ревокатов, Ю. О. Нови». На Л. 13 выделен вертикальной чертой (красный карандаш) на поле слева последний абзац, подчеркнуты слова «мои знания и опыт».