Письмо Д. Г. Штерна Ж. Л. Аренсу о размещении информации о процессе «Промпартии» в германских изданиях. 16 декабря 1930 г.
16 декабря 1930 г.
Секретно
ОТДЕЛ ПЕЧАТИ НКИД
тов. Аренсу
Копии: т.т. Крестинскому, Штейну
Уважаемый Товарищ,
1. Бывший у меня сегодня Вейнберг разсказывал мне, что договорился с т. Мироновым о составлении брошюры, посвященной процессу. Он приступает немедленно к работе и надеется в течение ближайших недель брошюру выпустить. Одновременно он отметил, что ему было сказано т. Мироновым не считаться с материальной стороной дела. В случае дефицита, таковой должен быть покрыт мною. Меня очень поразило, что мне ничего не было известно по поводу составления брошюры Вейнбергом и в частности ее финансирования. Я воздержался от дальнейшего разговора на эту тему, впредь до получения соответствующих указаний от вас.
2. Мне необходимо знать Ваше мнение, целесообразно ли пропускать в прессу статьи за подписями наших авторов, либо анонимные, снабженные отметкой редакции, что они исходят от советского источника. Если бы Вы сочли этот вариант возможным, то перспективы продвижения материалов по процессу улучшились бы.
3. В дневнике я уже записал разговор с Кирхером по поводу интервью для «Франкфуртер Цейтунг». По моему мнению, если не было каких[-]ли6о принципиальных возражений, то предоставление Кирхеру интервью о нашей социальной политике, с нашей точки зрения несомненно следовало бы приветствовать. Считаю необходимым еще раз пояснить, что в таких случаях, для редакции и для читателя, сам материал по себе не столько важен, сколько форма, в которой он подается. Поэтому использовать сырой материал по этому вопросу, без придания ему формы интервью, почти немыслимо. В данном случае, как я уже писал, материал должен был бы быть предоставлен «Франкф. Цейтунг» к 19 декабря.
4. Интервью, данное т. Хинчуком В. Штейну, по моему настоянию было помещено не в рождественском номере «Фоссише Цейтунг», но в вечернем выпуске от 15-го декабря. Журналисты, с которыми я разговаривал по этому поводу, считают, что интервью было своевременным и произвело очень хорошее впечатление.
5. Фото-снимки в связи с процессом использовать оказалось немыслимым, потому что все они уже имелись у иллюстрированных изданий, получивших их от Унионфото. «Мюнхенер Иллюстрирте» напечатало ряд снимков, снабдив их враждебной статейкой. Несомненно, если бы были приняты пропускаемые мною снимки, удалось бы пропустить и положительную статью. Я учитываю трудность получения от Вас фото-материалов, не исходящих от Унионфото, однако в противном случае почти немыслимо продвигать в прессу, особенно в случаях актуальных[,] фотоматериалы, снабженные положительными статьями.
6. Осецкий явно избегает встреч со мною, причем через одного журналиста дал мне понять, что в ближайшее время не хотел бы со мной встречаться, т. к. о нем циркулируют слухи, что он является рупором полпредства, финансирующего якобы [«]Вельтбюне[»]. Он не хочет больше давать поводов сплетням. Я, между прочим, предложил Вейнбергу попытаться продвинуть статью в [«]Вельтбюне[»].
С тов. приветом
Д. Штерн
АВП РФ. Ф. 056. On. 15. П. 31. Д. 9. Л. 117-118. Машинописный подлинник на бланке Полпредства СССР в Германии (Л. 117), подпись Штерна — автограф. Гриф секретности и дата машинописью, исходящий номер «№ 1541» от руки в графе бланка. На Л. 117 вверху написаны от руки входящий номер и дата получения документа «20/ХII-30 г.», помета «архив», подпись-росчерк Миронова.