Протокол первого допроса директора Теплотехнического института профессора Л. К. Рамзина с его «признательными показаниями». 17 сентября 1930 г.
17 сентября 1930 г.
Протокол допроса проф. Рамзина Леонида Константиновича
от 17/IX-30 г.
Допросил: пом. нач. 3 отделения СО ОГПУ Радзивиловский
Считаю необходимым заявить о том, что я решил прекратить всякую борьбу с Соввластью и стать на путь прямого и искреннего разоружения и раскаяния.
Исходя из этого показываю следующее:
1. Признаю себя виновным в том, что в конце 1926 - начале 1927 года я был вовлечен и принимал участие в деятельности Инженерного центра, которая носила характер явного вредительства в разных отраслях промышленности.
2. В состав этого центра Инженерных организаций я был вовлечен Ларичевым.
3. В состав центра Инженерных организаций входили: Ларичев, Рабинович, Хренников, Чарновский, Федотов и я - Рамзин. Мне было также известно, что в деятельности этого центра принимал участие и Пальчинский7.
4. Этот центр одно время назывался «Промышленным Центром» или одновременно «Советом Союза Инженерных организаций».
5. Я лично держал связь с Центром через Ларичева по линии топливной промышленности, на заседаниях его бывал крайне редко.
6. Основная, мне известная, линия «Центра» была направлена на вредительство в области металлургии и топлива путем торможения темпов развития этих отраслей промышленности.
7. Из числа лиц, кои проводили в жизнь практические установки вредительского Центра, помимо перечисленных выше, мне известны:
проф. Стрижев Иван Николаевич, один из главных руководителей] нефт[яной] пром[ышленнос]ти ВСНХ СССР,
инженер Покровский, работал по нефт[яной] пром[ышленнос]ти в Госплане СССР,
инженер Федорович Иосиф Иосифович - из топливной секции Госплана СССР,
инженер Кутский Николай Михайлович из ВСНХ СССР по металопром[ышленнос]ти,
один видный инженер с немецкой фамилией, которого я припомню - работал в Госплане СССР по Уралу и Сибири по линии угольной промышленности и коксования.
8. Связь с вредительскими организациями на периферии держали:
по линии нефт[яной] пром[ышленнос]ти - Стрижев,
по угольной пром[ышленнос]ти - Рабинович и Федорович,
по линии метало пром[ышленнос]ти - Хренников.
9. С середины или с конца 1927 года наш Центр установил контакт с к. р. организацией, которая охватывала раб[отни]ков по линии с/х и именовалась «Крестьянской партией». Мне было известно со слов Чарновского, что от «Крестьянской партии» в состав нашего Центра введен проф. Ал[ексан]др Васильевич Чаянов.
10. На заседаниях нашего Центра стоял вопрос об установлении связей с бывш[ими] промышленниками, находившимися в эмиграции. Главным сторонником этого являлся Пальчинский.
Я предполагаю, что связь с военной промышленностью поддерживал Пальчинский и представители металлургической промышленности, но она была настолько законспирирована, что мне подробности неизвестны.
Значительная часть членов Центра стояла на платформе свержения Советской власти и реставрации капиталистического строя.
В последующем я дам исчерпывающие показания о всей известной мне деятельности нашего Центра и Крестьянской Партии.
Изложенное записано с моих слов верно и соответствует действительности.
Л. Рамзин.
Допросил пом. нач. 3 отд[еления] СО ОГПУ Радзивиловский.
ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 2. Л. 1-2 об. Рукописный подлинник, написанный Радзивиловским. Внизу каждого листа и в конце протокола за- верителъная подпись Рамзина.