Показания А. А. Горева «о вредительской» работе «в плановых и оперативных органах» в центре и на местах. Приложение к письму В. Р. Менжинского и Г. Е. Прокофьева от 17 ноября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.11.17
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

от 17 ноября 1930 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
проф. ГОРЕВА Александра Александровича
от 22-го октября 1930 г.

Вредительская работа в планирующих органах ВСНХ

(ПЗУ и Плановый отдел Главэлектро) осуществлялась следующими методами.

Финансирование — общая смета электрификации разрабатывалась в Главэлектро, рассматривалась в ПЗУ и затем поступала в Госплан от имени Президиума ВСНХ.

Общий объем средств, отпускавшихся на электрификацию[,] не отвечал потребности в электроэнергии от районных станций. Правда, общий объем средств, отпускавшихся по бюджету на капитальные работы ВСНХ[,] был ограничен бюджетными возможностями, однако вредительская установка проявлялась в неправильном их распределении между строительством потребителей и строительством тех электростанций, которые должны были снабжать этих потребителей электроэнергией. В ряде случаев установка делалась не на районные станции, а на станции фабрично-заводские, которые ставились в лучшие условия, чем станции районные. Эта установка господствовала в ПЗУ против Главэлектро и шла вразрез с основами Ленинского плана электрификации. Кроме того, уже после утверждения бюджета электрификации в СТО, ВСНХ снимал с этого бюджета средства для обращения их на другие надобности (исполнение бюджета [19]28/29 года) и перераспределял средства между станциями. Финансирование электрификации осуществлялось не только на бюджетные средства, но и [з]а счет иных источников, в частности банковского кредита, контролировавшегося ВСНХ. По этой линии строительства также ставились в тяжелые условия, приводившие к задержке в строительстве. Вредительская политика в области финансирования электростроительства, проводившаяся по указанным линиям[,] приводила во многих случаях к затяжке периода строительства на срок, значительно превышающий технически необходимое для постройки время. В результате станция и новые машины запаздывали в своей готовности, и растущая потребность в электроэнергии оставалась без удовлетворения или удовлетворялась, как это было в Москве, Ленинграде, Харькове и Донбассе, путем ограничения потребления (в части новых присоединений). Это вело к невыполнению производственных программ; с другой стороны станции вынуждены были работать с перегрузкой, что вело к частым авариям.

Вредительская деятельность оперативных органов ВСНХ.

Снабжение строительными материалами и раб[очей] силой также находилось всецело в ведении соответственных органов ВСНХ. В последнее время, когда в результате деятельности вред[ительских] организаций были созданы дефициты строительных материалов, предметов оборудования и рабочей силы, и снабжение подвергалось жесткой регулировке со стороны ВСНХ, электростроительство[,] несмотря на крайнюю важность быстрой постройки новых станций, снабжалось по этим линиям далеко не в 100 %, благодаря чему станции запаздывали в своей готовности. Это вредительское недоснабжение электростроительства проявлялось особенно резко в течение последних двух лет.

Снабжение импортным оборудованием.

Снабжение импортным оборудованием находилось в ведении ВСНХ и НКТорга; в последнее время для этой цели были образованы специальные общества (Электроимпорт).

Не касаясь сейчас вопроса об распределении заказов на оборудование для электростанций между советской промышленностью и иностранными фирмами, нужно отметить, что в области снабжения импортным оборудованием вредительская деятельность к[онтр]-р[еволюционных] организаций проявлялась в самых разнообразных формах, нанося делу советского электростроительства жестокие удары.

Быстрый рост наметок промышленного развития Советского Союза приводил к необходимости максимально быстрой постройки станций. Успешное выполнение требовало кратчайших сроков выполнения заказов на турбины, котлы и электрооборудование. С этой целью, при проведении ежегодных планов электростроительства, Президиум Госплана вносил на утверждение СТО титульный список важнейших предметов оборудования. Несмотря на утверждение таких списков и специальные постановления о заказе турбин и котлов заграницей, требовавш[и]е их немедленного выполнения, вредительские элементы, действовавшие в соответственных органах ВСНХ и НКТорг[,] затягивали выдачу заказов, меняли их адреса, заказывали некорреспондирующие друг другу предметы оборудования, не заказывали таких второстепенных частей, без которых, однако, установка не могла быть пущена в ход. Задержка с выяснением адреса заказа и неизвестность технических данных приводила к невозможности рациональной проектировки зданий; в ряде случаев эти последние не отвечали по своим размерам заказываемому оборудованию, что вело к необходимости переделки корпусов; в других случаях строители ориентировались на максимально возможный размер оборудования, что вело к перерасходу средств и материалов. От таких вредительских действий страдало строительство почти всех наших важнейших районных станций, в особенности ст. Артем, ст. Штеровской, последней очереди Шатуры, Каширской станции, ст. Красный Октябрь и ряда других.

Особенно надлежит отметить поставку недоброкачественного или непроверенного оборудования, как[,] например, турбины в 22 т[ыс]. клв. для Штеровки, фирмою Броун Бовери и отказ фирмы АЕГ от монтажа поставленных ей для станции ЭСХАР турбогенераторов.

Организация строительства новых станций и их постройка.

В настоящее время строительство новых станций, за некоторыми особыми исключениями, постепенно переходит к особому строительному тресту «Энергострой», однако большинство станций, которые заканчиваются и сейчас постройкой или находятся в периоде строительства, строились под общим руководством оперативного управления Главэлектро (КАМЕНЕЦКИЙ, ЖУКОВ), которое ведало, кроме снабжения, также и организацией строительства. Вредительские типы постройки, неготовность станций к сроку, перерасходы, недоснабжение материалами и оборудованием являются таким образом результатом совместной деятельности вредительских элементов Оперативного Отдела Главэлектро и <этих> строительств. Конкретно, вредительская деятельность при постройке отдельных станций выразилась в следующем.

Ст. АРТЕМ. Корпуса станции были построены в срок; однако заказы оборудования запоздали на многие месяцы, вследствие чего станция не была готова в срок. Особо следует отметить незаказ топок для сжигания штыба в пылевидном состоянии; благодаря этому серьезно возникло предположение о пуске станции, стоящей рядом с отвалами штыба Шахтинских рудников, на привозном нефтяном топливе.

В строительстве Штеровской станции следует отметить: вредительскую политику со строительными работами первой и второй очереди, недостаточное финансирование в первые годы постройки, в течение строительства были сменены три главных инженера; заказы на иностранное оборудование задерживалось, во время строительства производились опыты по сжиганию штыба, задерживающие выбор экплоатационного оборудования. Задержка заказа на турбины и котлы вызвала запоздание в развитии рабочей мощности станций против плана; и в настоящее время котлов на станции не хватает на полную рабочую мощность ее второй очереди, установленной СТО в 64 т[ыс]. клв.[,] по котлам ее рабочая мощность составляет всего 46 т[ыс]. клв. Задержка пуска в ход второй очереди вызвана была, между прочим, поставкой фирмой Броун Бовари непроверенной турбины. Результаты этой вредительской работы были изложены мною в показаниях от 20-го октября с. г.

Каширская станция: является важнейшим резервом для быстрого развития электроснабжения Московского района. Опираясь на подмосковный уголь и будучи расположена на берегу ОКИ, она может быть быстро развернута до мощности порядка 200 т[ыс]. клв. Ее быстрое развертывание является единственной реальной возможностью спасти от кризиса Московский район в конце [19]31 года и в последующие месяцы, пока теплоцентрали и Бобриковская станция не будут готовы. Не останавливаясь здесь на крайне медленном темпе строительства ее второй очереди, отмечаю, что по плану [19]29/30 года на Кашире предположено было установить два турбогенератора по 65 т[ыс]. клв., которые должны были быть заказаны немедленно для того, чтобы станция была закончена в срок. До весны [19]30 года заказ этот выдан не был, вследствие чего в конце будущего года Московскому району угрожает острый недостаток электроэнергии.

Кизеловская станция: начата была постройкой еще в самом начале [19]20 года. Первые две турбины по 3 т[ыс]. клв. были установлены сравнительно быстро: в дальнейшем, над этой станцией производится вредительская работа, как в области плановых установок, так, в особенности, в области оперативной. Машины для нее заказывались заграницей, переадресовывались на другие станции, после этого машины и котлы для станции были заказаны советским заводам; однако кран для их монтажа был задержан заказом или его исполнением; здание станции было построено так, что не допускало возможности ее расширения. В результате за десять лет работы станция еще не развита до той мощности, которую должна была бы иметь станция[,] расположенная на угле и воде, около богатого индустриального района. В результате в районе станции растут и расширяются станции промышленно-заводские: Березняки, Нижний Тагил, Ку[ш]тва, Чусовские городки и т. д.

В области постройки гидростанций вредительская работа часто выражалась в приступе к работам без достаточных геологических разведок в данных бурения на месте. При этом, при проведении титулов, сметы преуменьшались. Наиболее ярким примером является в этом отношении ст. Аджарис Цхали[,] запроектированная инж. МАШЕВСКИМ, под руководством] проф. ВАСИЛЬЕВА в [19]28 году[;] после того, как свыше 6 мил. руб. было уже израсходовано и ряд фундаментальных работ закончен, выяснилось, что плотина для станции вовсе не может быть построена в том месте, где она предполагалась, так как свальное основание лежит на громадной глубине под дном реки (кажется 30 сажень). В результате необходимо рациональнее переделать весь проект станции[,] причем около 3 мил. затраченных средств следует считать потерянными.

Вредительская деятельность на местах:

В известной части вредительская работа проводилась не только в центральных плановых и оперативных органах, но и на местах. Так, за срыв Ленинского плана электрификации Донбасса ответственны вредительские установки плановых и оперативных органов Украины, выразившиеся в снятии с очереди Лисичанской станции Донбасса и выдвижении в противовес ст. Эсхар (КУЗНЕЦОВ). Когда под давлением Украины станция эта начала строит[ь]ся под совместным наблюдением Главэлектро и ВСНХ Украины, в первый период строительства имел место ряд вредительских актов, потребовавший ревизии и смены главного инженера (кажется Берлин). Во второй период строительства, когда оно находилось под руководством т. БАШАЕВА, украинские органы[,] инспирированные разогнанными БАШАЕВЫМ вредительскими элементами[,] оказывали противодействие строительству, выразившееся в частности в несвоевременной выдаче средств на постройку станции, согласно обязательству Украины. Одновременно усиленно развивалась Харьковская городская электростанция; турбины для нее заказывались заграницей в обход общего импортного контингента.

Результатом совокупных усилий вредительских элементов, в области плана электростроительства и их выполнения, является ряд местных кризисов в области электроснабжения. Эти кризисы не только не будут изжиты в ближайшие два года, но наоборот, должны развиться и углубиться. Так, в конце [19]31 года следует ожидать дефицита электроэнергии в Ленинграде, Москве, Нижнем Новгороде и на Урале. Основной причиной этого развития кризиса является невыполнение плана строительных работ 1929/30 г. по линии недостаточного финансирования, недоснабжения стройматериалами и рабсилой, и, в особенности, импортным оборудованием. В отношении Донбасса, при условии постройки третьей очереди Штеровки в срок, установки на Донсоде новых турбин и, в особенности, при условии своевременной постройки высоковольтной распределительной сети между Штеровской и главными потребителями Донбасса, кризис электроснабжения должен быть ослаблен или даже изжит. В середине [19]32 года Днепрострой, станция которого будет готова несколько раньше комбината его потребителей, может оказать существенную поддержку Донбассу, в пределах до 150 т[ыс]. клв. После этого, к концу [19]32 года[,] по[-]видимому[,] будет готова Зуевская станция. В дальнейшем, для своевременного удовлетворения потребителей Донбасса, необходимо строительство в нем новых станций. Ленинский план электрификации[,] утвержденный 21-го декабря 1921 г.[,] включал в себя постройку 1.500.000 клв. новой мощности на районных станциях в 10-15 лет. Тот план будет по мощности выполнен в кратчайший срок из намеченных; это[,] однако[,] ни в коем случае не снимает с очереди вопроса о вредительстве в области электрификации, так как Ленинский план не мог предусмотреть тех темпов индустриализации, которые выявились лишь значительно позднее и которые предъявили к электрификации значительно более высокие требования. В результате вредительской работы к[онтр-]р[еволюционных] организаций спрос на электроэнергию, диктуемый пятилетним планом народного хозяйства, полностью покрыт не будет, если только рядом ударных мероприятий положение не будет выправлено.

22 октября 1930 г. (подпись)

Допросил: Пом. Нач. 1-го От[деле]ния ЭКУ ОГПУ (Ржавский)

Д. 355. Л. 182-189. Машинописная копия того времени.