Определение Военной коллегии Верховного суда СССР по делу М.Е. Фёдорова, Д.И. Манько, М.Э. Леснова-Израилева, Д.И. Малуки, Н.А. Зуба и М.С. Люлькова

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.07.26
Источник: 
Эхо большого террора Т. 2 М. 2018 С. 422-425
Архив: 
ГДА СБУ, ф. 5, on. 1. спр. 67839, т.5, арк. 427-428. Машинопись на бланке.

26 июля 1940 г.

ВАСЮТИНСКИЙ                                                            

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

19/V-[19]40 г.    

Снято 4 копии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 1-1496-р.

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР В составе:

Председательствующего                           - Корвоенюриста МАТУЛЕВНЧ[А]

и членов:                                                     - Военного юриста 1 [-го] ранга ЧЕПЦОВА

                          -тов. СМИРНОВОЙ

Рассмотрев в заседании от 26 июля 1940 г. кассационные жалобы[1] МАЛУКИ Д.И., МАНЬКО Д.И., ФЁДОРОВА М.Е., ЛЕОНОВА М.Э., ЗУБ[А] Н.А. и ЛЮЛЬКОВА М.С.[2],

на приговор ВТ войск НКВД Киевского округа от 13/23 апреля 1940 г. по делу

ОСУЖДЁННЫХ за преступл|ения1, гщедусмотр[ениые1 ст. ст. УК УССР:

по ст. 206-17 [п.1 «б» УК ГУССР1:

1) МАНЬКО Даниила Ивановича - к высшей мере наказания РАССТРЕЛУ, с лишением присвоенного ему звания «Сержанта ГБ».

2) МАЛУКУ Даниила Иосифовича - к высшей мере наказания РАССТРЕЛУ, с лишением присвоенного ему звания «Мл[адшего] лейтенанта ГБ».

3) ФЁДОРОВА Михаила Ермолаевича и 4. ЛЕСНОВА-ИЗРАИЛЕВА Матвея Эммануиловича[3] - к лишению свободы в ИТЛ на ДЕСЯТЬ ЛЕТ КАЖДОГ О, без поражения в правах, с лишением обоих присвоенного им звания «Старшего| лейтенанта ГБ».

по ст. 206-17 Гп.1 «а» УК ГУССР1:

5) ЗУБА Николая Андреевича - к лишению свободы в ИТЛ на ПЯТЬ ЛЕТ, без поражения в правах, с лишением присвоенного ему звания «Мл[адшего] лейтенанта ГБ».

6) ЛЮЛЬКОВА Митрофана Семёновича - к лишению свободы в ИТЛ на ТРИ года, без поражения в правах, с лишением присвоенного ему звания «Лейтенанта ГБ».

и заслушав доклад тов. КОСТЮШКО,

заключение пом. Главного Военного Прокурора тов. МАЛЯРОВА,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Виновность осуждённых ФЁДОРОВА М.Е., МАНЬКО Д.[4]И., ЛЕСНОВА-ИЗРАИЛЕВА и МАЛУКИ Д.И. в массовых необоснованных арестах граждан, зачастую по сфальсифицированным справкам; в применении к арестованным незаконных методов следствия, в результате чего имели место особо тяжёлые последствия (дело СКРЫПНИКА, КРУК[А], АЛЕКСЕЕНКО); в применении к арестованным таких издевательских форм следствия, как получившие название «конференции», в понуждении подчинённых им работников к применению к арестованным незаконных методов следствия с тем, чтобы в течение суток каждый из оперативных работников добивался не менее 5-6 признательных показаний от арестованных и т. д. - материалами дела, показаниями свидетелей и частично признанием самих осуждённых - установлена] полностью.

Виновность ЗУБА Н.А. и ЛЮЛЬКОВА М.С.[5] в исправлении установочных данных в предписаниях на осуждённых без соответствующих протокольных на то постановлений; в применении ЛЮЛЬКОВЫМ к подследственному СКРЫП-НИК[У] физических мер воздействия - материалами дела и личным признанием осуждённых также полностью доказана.

Мера наказания осуждённым МАНЬКО Д.И., МАЛУКА Д.И., ЗУБ Н.А. и ЛЮЛЬКОВУ М.С. приговором ВТ войск НКВД Киевского округа от 13-23 апреля 1940 г. определена в соответствии с характером и тяжестью совершённых ими преступлений и оснований для её отмены или изменения никаких не усматривается.

Что же касается меры наказания, определённой осуждённым ФЁДОРОВУ М.Е. и ЛЕСНОВУ-ИЗРАИЛЕВУ М.Э., то в этой части Трибунал[6] недооценил тяжести совершённых указанными осуждёнными преступлений, совершенно неосновательно к тому же безмотивно применил к ним ст. 46 УК УССР.

Из материалов дела видно, что ФЁДОРОВ и ЛЕСНОВ-ИЗРАИЛЕВ, будучи начальниками оперативных отделов УНКВД, сами осуществляли незаконные и явно необоснованные аресты граждан; не только не принимали мер к недопущению нарушения основ революционной законности подчинёнными им работниками, но сами культивировали и поощряли это нарушение; личным примером поощряли оперативных работников на применение незаконных методов следствия, фальсификацию следственных материалов; не только не следили за тем, чтобы материалы следствия были всесторонне исследованы и проверены, но и сами передавали для внесудебного рассмотрения дела, следствие по которым окончено не было, и следственные документы соответственно не оформлены и т. д.

Кроме этого, установлено и то, что ФЁДОРОВ и ЛЕСНОВ-ИЗРАИЛЕВ для покрытия необоснованных расходов государственных средств выдали от себя фиктивные справки на сумму в 14000 руб.

Таким образом, вся преступная деятельность ФЁДОРОВА и ЛЕОНОВА-ИЗ-РАИЛЕВА, их руководящее положение в этой деятельности и те особо тяжёлые последствия, которые имели место, не давали оснований для применения к ним ст. 46 УК УССР и определения меры наказания ниже предела, предусмотренного карательной санкцией ст. 206-17 [п.] «б» УК УССР.

Исходя из указанного и руководствуясь ст. 69 Закона о судоустройстве Союза ССР, Союзных и Автономных республик, с протестом Прокурора Союза ССР в части отмены, из-за мягкости меры наказания, приговора ВТ в отношении ФЁДОРОВА Михаила Ермолаевича и ЛЕСНОВА-ИЗРАИЛЕВА Матвея Эммануиловича - согласиться. Приговор Военного Трибунала войск НКВД Киевского округа от 13-23 апреля 1940 года в отношении ФЁДОРОВА М.Е. и ЛЕСНОВА-ИЗРАИЛЕВА М.Э. отменить и дело возвратить в тот же ВТ на новое рассмотрение, со стадии судебного следствия, в другом составе судей.

Приговор Военного Трибунала войск НКВД Киевского округа от 13—23 апреля 1940 года в отношении МАНЬКО Даниила Ивановича, МАЛУКА Даниила Иосифовича. ЗУБ[А] Николая Андреевича и ЛЮЛЬКОВА Митрофана Семёновича, как вынесенный в соответствии с характером и тяжестью совершённых осуждёнными преступлений и с учётом всех обстоятельств дела, за отсутствием оснований для его отмены или изменения - оставить в силе без изменений,

а кассационные жалобы осуждённых о снижении и смягчении меры наказания оставить без удовлетворения.

Подлинное за надлежащими подписями.

ВЕРНО: - ПОМ. СЕКРЕТАРЯ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР МЛ. ЛЕЙТЕНАНТ

Препровождается вместе с делом в 5 томов, 2[-мя| пакетами] и выпиской из протокола] заседания Президиума Верховного Совета СССР[7] в ВТ ВО НКВД КИЕВ[СКОГО] ОКР[УГА] д[ля]/исполнения, копия - ГВП д[ля]/сведения.

30.VIII 1940 г.                                                                                                                                      № 1-1496-р

Секретарь ВК                                                                                                                                     Ехалов

Подпись помощника секретаря ВК ВС СССР заверена круглой печатью с гербом СССР в середине и надписью по окружности: «Верховный Суд Союза ССР. Военная Коллегия».

На втором листе документа, в правом верхнем углу, от руки синими чернилами написана справка секретаря Военного трибунала: «Справка. Приговор над осуждёнными Манъко и Малука приведён в исполнение    Акт об этом хранится в с[екретном]/наряде ВТ № 9 л. 60. Секретарь ВТ    ».

На первом листе документа поставлены:

1)    прямоугольный ведомственный штамп с надписью: «Военный Трибунал войск НКВД Киевского округа. Получено 2/IX[19]40»:

2)    резолюция от руки красным карандашом руководства Военного трибунала войск НКВД Киевского округа: в!) Дело в отношении Леонова и Федорова подготовить к слушанию на 25/1Х-[19]40. 2) В    части приговор обратить к исполнению]. 2/IX [1940]. Подпись

3)    расписка от руки простым карандашом, видимо, в получении копии приговора для Военной прокуратуры:    «3/1Х [1940].


[1] В документе словосочетание, напечатанное типографским способом в единственном числе, -

«кассационную жалобу» - не исправлено.

[2] Фамилии и инициалы Д. Малуки и Д. Манько напечатаны заглавными буквами, фамилии и инициалы всех остальных осуждённых вписаны от руки синими чернилами.

[3] В документе отчество напечатано с одним «м» - Эмануиловича.

[4] В документе инициал ошибочно - В.

[5] В документе фамилия и инициалы напечатаны с ошибками - МОЛЬКОВА М.Р.

[6] В документе ошибочно - Трибуналом.

[7] Согласно выписке из протокола заседания Президиума Верховного Совета СССР № 7/77/сс от 24 августа 1940 г. ходатайства о помиловании Д. Манько и Д. Малуки были отклонены. (ГДА СБУ. Ф. 5. Oп. 1. Спр. 67839. Т. 5. Арк. 429).