Приговор Военного трибунала войск НКВД Харьковского округа по делу Г.И. Кочергинского и других сотрудников НКВД

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1939.06.27
Источник: 
Эхо большого террора Т.2 М.2018 С. 233-238
Архив: 
ГДА СБУ. ф. 5, on. 1. спр. 67988. т. 5. арк. 332-336 зв. Оригинал. Рукопись на бланке.

27-30 июня 1939 г.

Дело № 0014 1939 г.

Секретно

Ф.№ 1

ПРИГОВОР № 18

ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

1939 г., Июня 27-30 дня. Военный трибунал войск НКВД Харьковского округа выездной сессией в г. Сталино, в открытом судебном заседании, в составе:

Председательствующего - военного юриста 1 ранга т. ГУРЬЕВА.

Членов: ПОЛЯКОВА и КОНОВАЛОВА, при секретаре ГЛАДКОВЕ,

дез участия военного прокурора войск НКВД[1] и без защиты, с участием в качестве экспертов ШАТАЛИНА - лейтенанта государ[ственно]й безопасности, БАНИНА – ст[аршего] лейтенанта гос. безопасности] и УСТИНСКОГО[2] - лейтенанта госуд. безопасности], рассмотрел дело на:

1.б[ывшего] начальника ДТО НКВД Северо-Донецкой ж[елезной] д[ороги] КОЧЕРГИНСКОГО Георгия Израилевича, 1898 г. рождения, капитана госуд. безопасности, происходящего из гр[ажда]н г. Рига (Латвия), проживающего на Советской территории с 1918 г., по национальности еврея, гр[аждани]на СССР, по социальн. происхождению из рабочих, по социальн. положению служащего, семейного, со средним образованием, б[ывшего] члена ВКП(б) с IX 1917 года (исключён в связи с данным делом), служившего в РККА с 1918 по 1921 г. и в органах НКВД с IV 1921 г., награждённого значком «почётного чекиста», со слов ранее не судимого;

2.    б[ывшего] оперуполномоченного ОДТО НКВД ст[ан]ции Красный Лиман РОЗЕНБЕРГ А Альберта Петровича, 1893 г. рождения, лейтенанта гос. безопасности, происходящего из имения Вайльден б[ывшей] Курляндской губ. (Латвия), гражданина Союза ССР, проживающего на Сов. территории с 1914 г., по социальному] положению служащего, по социальному] происхождению из рабочих, по национальности латыша, образования низшего, б[ывшего] члена ВКП(б) с 1932 г. (исключён в связи с данным делом), служившего в б[ывшей] царской армии с 1914 по 1915 гг., в РККА - с 1917 по 1921 год и в органах НКВД с 1921 г., семейного, со слов не судимого;

3.    б[ывшего] оперуполномоченного ОДТО НКВД станции Ворошиловград Сев[еро]-Дон[ецкой] ж[елезной] д[ороги] КОВАЛЁВА Константина Трофимовича, 1903 г. рождения, происходящего из гр[ажда]н села Святогоровки Добропольского р-на Сталинской обл. УССР, по социальному] происхождению из кр[естья]н-середняков, по социальному положению служащего, с низшим образованием, по национальности украинца, б[ывшего] члена ВКП(б) с 1931 г. (исключён в связи с данным делом), служившего в РККА 5 лет, в органах НКВД -два г[ода] 6 м[есяцев], не судимого (со слов), с дисциплинарным] взысканием (одно);

4.    б[ывшего] помощника] оперуполномоченного ОДТО НКВД ст[ан]ции Де-бальцево Сев[еро]-Дон[ецкой] ж[елезной] д[ороги] КУЗНЕЦОВА Николая Митрофановича, 1903 г. рождения, происходящего из д. Новосёловка Касторненско-го р-на Курской обл. РСФСР, по социальному происхождению из рабочих, по социальному] положению рабочего, с низшим образованием, по национальности русского, б[ывшего] члена ВКП(б) с 1929 г., со слов не судимого, семейного, в органах с XI 1933 г.;

5.    б[ывшего] помощника] начальника ОДТО НКВД ст[ан]ции Дебальцево Сев[еро]-Дон[ецкой] ж[елезной] д[ороги], лейтенанта государ. безопасности ЛУБОВСКОГО Антона Карловича, 1893 г. рождения, происходящего из гр[аж-да]н г. Двинска б[ывшей] Витебской губ. (Латвия), гражданина СССР, проживающего на Сов. территории с февраля 1918 г., по социальн. происхождению из рабочих, рабочего, по национальности поляка, с низшим образованием, б[ывшего] члена ВКП(б) (исключённого в связи с данным делом), семейного, со слов не судимого, служившего в органах НКВД с IX 1921 г., имеющего два поощрения, и

6. б[ывшего] оперуполномоченного ст[ан]ции им. Кагановича Сев[еро]-До-н[ецкой] ж[елезной] д[ороги], сержанта госуд[арственно]й безопасности МАЦЕЙКАНЕЦ Владимира Антоновича, 1905 г. рождения, происходящего из г. Вильно (Польша), гражданина СССР, на территории Сов. Союза - с 1914 г., из рабочих, рабочего, с низшим образованием, по национальности поляка, б[ывшего] члена ВКП(б) с 1929 г. (искл[ючён] по данному делу), служившего в РККА в 1927-1930 гг., в органах НКВД - с IV 1930 г., со слов не судимого, холостого, без взысканий и поощрений, - обвиняемых всех в совершении преступления, предусмотренного ст. 206-17 п. «б» УК УССР, - установил:

КОЧЕРГИНСКИЙ, будучи начальником ДТО НКВД Сев[еро]-Донецкой ж[елезной] д[ороги] с XI-1937 г. по 20/VIII 1938 г., выполняя директивы центра об очищении ж[елезно]дорожных станций и депо от вражеских элементов, он в январе мес. 1938 г., руководя операцией, без подготовки учётных данных к этой работе, дал указания по О ДТО о массовых арестах, произвольно установил «лимит» по отделениям и каждому оперативному работнику на участке, установил сжатые сроки в 2-3 дня для выявления подлежащих аресту лиц, производства ареста и следственных действий, согласие своё на арест практиковал по телефону, без просмотра фактических данных, а санкции прокурора на арест, злоупотребляя авторитетом органа НКВД, свёл к простой формальности, что повлекло массовые необоснованные аресты жел[езно]дорожных рабочих и служащих и только на 1 марта 1939 г. было освобождено 322 человека, скрывая часть освобождённых от учёта центра.

В целях быстрейшего признания обвинений арестованными он допустил невыносимо-скученные условия их размещения; для арестованных, не дающих признания, создал комнаты - «отстойник», где непризнающиеся простаивали по 5-7-10 суток на ногах; ввёл в практику своей работы обходы по кабинетам следователей и независимо от окраски преступления к арестованным применял грубости, похабщину и сильные избиения, требуя таких же обращений и от оперсостава.

Все эти грубейшие нарушения революционной законности создали условия для вынужденных показаний на других лиц вместо более глубокой разработки вражеского подполья, а обещания следователей к свидетелям, что дело не пойдёт на гласный суд и их показания не будут оглашаться, создали массовые оговоры невинных людей, затем отказы от своих показаний и освобождение арестованных за недоказанностью обвинений на 276 чел., и в тоже время 13 чел. освобождено без оснований в силу того, что они были избиты и в суде могли разгласить их порочные методы расследования. Так был освобождён ОВЧИННИКОВ через 4 мес[яца] заключения, через 9 дней был освобождён БАБИНЕЦ избитый до онемения, ФИЛИПЧЕНКО, КИСЕЛЁВ и др.

Кроме этого, КОЧЕРГИНСКИЙ, получив директиву НКВД СССР об очис оборонных ж.д. узлов, спустил её в ОДТО, где в декабре м[есяце] 1937 г НакаС нуне дня выборов и в день выборов в Верховный Совет, вручали повестки о селении, данные о выселении не были подобраны, а в результате искривления ' неосновательного выселения из 763 выселенных семей было водворено обратно 155 семей.

Учитывая, что грубые нарушения революционной законности КОЧЕРГИН СКИМ допускались систематически и повлекли особо тяжёлые последствия осуждение по фальсифицированным материалам по I категории 7 человек и по II категории 8 чел., - квалифицировать его преступление п. «б» ст. 206-17 УК УССР

РОЗЕНБЕРГ, будучи оперуполномоченным ОДТО [ст.] Красный Лиман он систематически фабриковал протоколы допроса свидетелей, характеристики на обвиняемых такого содержания, которое резко усугубляло обвинения арестованных, учинял неразборчивые подписи за свидетелей, свидетельствуя справки фиктивной печатью несуществующей организации, в результате за период его работы XI-1937 г. - март 1938 г. было выявлено 14 дел с фальсифицированными им материалами (л. д. 162 т. 5), по которым были освобождены 14 человек, арестованных без основания.

Кроме этого, РОЗЕНБЕРГ путём обмана свидетелей, влияния на них авторитетом органов НКВД, застращиваниями, фальсифицировал дело на ПОГОРЕЛОВА, осуждённого по I категории, ПРОТАСОВА, ЦИЦОРА и др. 5 человек, осуждённых на длительные сроки по II категории, т. е. в совершении им преступления, совершённого им и систематически, и с тяжёлыми последствиями, -п. «б» ст. 206-17 УК УССР.

КОВАЛЁВ, проводя работу оперуполномоченным ОДТО ст. им. Кагановича, за период [с] XII—1937 г. по IV—1938 г. при допросах арестованных практиковал допрос «штатных свидетелей» - САВИЦКУЮ, давая ей на подпись самим вымышлено составленные протоколы на ПЕТРОВСКОГО, КОЛОМИЙЦА, понудил её дать подпись на вымышленном протоколе в отношении ГУРЕЦКОГО, обманным путём учинил ей «очную ставку» с ЛЯХОВЕЦКИМ, обманным путём отобрал от неё протокол показания на САЧЕК, осуждённого позже по I категории.

Пользуясь доверием ПОГУЛЯЕВА - свидетеля, от его имени составил протокол допроса на КРАСОВА, на САЧЕК, записав показания, которых ПОГУЛЯЕВ не давал, протокол ему об этом не зачитывал, а в отношении ЛЯХОВЕЦКОГО, с целью усугубить положение арестованного, его национальность «украинец» в справке на арест переделал на «поляк», в результате чего САЧЕК осуждён по I категории, КРАСОВ - И-й, а в отношении ЩЕТКИНА, ПЕРЕСУНЬКО и ЛЯХОВЕЦКОГО после обнаружения фальсификации они как арестованные были освобождены. - т. е. в систематическом злоупотреблении служебным положением с отягчающими обстоятельствами по п. «б» ст. 206-17 УК УССР.

КУЗНЕЦОВ, будучи помощником] оперуполномоченного ОДТО ст. Дебальцево, за период [с] XII 1937 г. по март 1938 г. систематически фабриковал протоколы показаний свидетелей, писал протоколы от вымышленных лиц, учиняя подложные подписи. Так им были фальсифицированы показания 9 свидетелей по д.д. БЫЛИНКА, ЛАПТЕВА, ХВОСТЕНКО, ХОЛОДЕНКО, которые из-под ареста были освобождены.

Фальсифицированы им 5 протоколов допроса свидетелей по д[елу] ВАНИНА и д[елу] ВАРАВЫ, осуждённых по I категории, ПОДЛИПАНОВА, осуждённого по II категории, хотя некоторые изобличающие их другие материалы в деле имелись.

МАЦЕЙКАНЕЦ. являясь оперуполномоченным ОДТО ст. им. Кагановича, за период [с] X 1937 по март 1938 г. систематически фальсифицировал в протоколах допроса свидетелей показания: 3-х чел. - свидетелей по делу ПОНОМАРЕВА, одного свидетеля по делу ЛАДНОГО, осуждённых по I категории, и 7 свидетелей по д.д. САРОСЕКА, КАБЫФЫ[3] и ЕРЕМЧУКА, осуждённых по II категории, хотя некоторые другие уличающие доказательства в делах на них и имелись.

Применение физических мер воздействия со стороны МАЦЕЙКАНЕЦ суд считает не установленным.

ЛУБОВСКИЙ. будучи пом[ощником] нач[альника] ОДТО ст. Дебальцево, за период январь—июнь 1938 г. по делам на МИТИНА, ИЗОТОВА, ВРЕЩ и на САВЧЕНКО по протоколам семи свидетелей показания их им сфальсифицированы в сторону отягчающих обстоятельств, а с обнаружением неправильно полученных показаний арестованные через 3-8 месяцев были освобождены, т. е. в совершении КУЗНЕЦОВЫМ, МАЦЕЙКАНЕЦ и ЛУБОВСКИМ преступления, предусмотренного не п. «б», а п. «а» ст. 206-17 УК УССР, ибо они не занимали руководящего положения, отсутствия в их действиях особо отягчающих фактических данных в обстоятельствах преступления.

В силу изложенного, и руководствуясь ст. ст. 296 и 297 УПК УССР, Военный трибунал

ПРИГОВОРИЛ:

КОЧЕРГИНСКОГО Георгия Израилевича на основании п. «б» ст. 206-17 УК УССР лишить политических прав, лишить спецзвания «капитан государственной безопасности» и подвергнуть высшей мере наказания - расстрелять; РОЗЕНБЕРГ А Альберта Петровича и КОВАЛЁВА Константина Трофимовича,

учитывая, что применение им высшей меры наказания не представляется целесообразным в силу ст. 46 УК и на основании п. «6» ст. 206-17 УК подвергнуть лишению свободы в ИТЛаг на десять (10) лет каждого, без поражения политических прав, с лишением спецзвания РОЗЕНБЕРГА - лейтенанта гос. без[опасности], с зачётом предварительного заключения РОЗЕНБЕРГУ с 5 апреля 1938 г., а КОВАЛЁВУ-с 17 августа 1938 г.;

КУЗНЕЦОВА Николая Митрофановича и МАЦЕЙКАНЕЦ Владимира Антоновича на основании п. «а» ст. 206-17 УК УССР - к лишению свободы в ИТЛ на пять (5) каждого, без поражения политических прав, с лишением МАЦЕЙКАНЕЦ спецзвания «сержант гос. безопасности», с зачётом предварительного заключения КУЗНЕЦОВУ с 7/VIII-[I9]38 г. и МАЦЕЙКАНЕЦ-с 7 июля 1938 г. и ЛУБОВСКОГО Антона Карловича на основании п. «а» ст. 206-17 УК УССР -к лишению свободы на три (3) года в ИТЛ, без поражения в правах, с зачётом предварительного заключения с 10 июля 1938 г., с лишением звания «лейтенант государственной безопасности».

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военную коллегию Верховного Суда Союза ССР в течение 5-ти суток со дня вручения осуждённым выписки из приговора через Военный трибунал войск НКВД Харьковского округа[4].

Председательствующий             Гурьев

Члены:                                         Поляков

                                                     Коновалов


[1] Далее идёт сплошной рукописный текст, курсивом не выделенный.

[2] В документе ошибочно - Установич.

[3] В документе ошибочно - Кобыха.

[4] Внизу последней страницы проставлен штамп о снятии копии для военного прокурора с неразборчивой

подписью и датой «14/VII-39 г.».