Показания Н. Ф. Чарновского о «вредительских планах» «Промпартии» в связи с подготовкой интервенции. 3 ноября 1930 г.
3 ноября 1930 г.
[Строго секретно]
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
ЧАРНОВСКОГО Н. Ф. от 3/XI-1930 года.
Допросили: ПОМ/НАЧ. СОУ ОГПУ — тов. АГРАНОВ
П[ОМ]/НАЧ. 3 ОТДЕЛЕНИЯ СО — тов. РАДЗИВИЛОВСКИЙ.
В дополнение прежних моих показаний о вредительских планах вредительского] инженерного центра (Промышленной] партии) в связи с интервенцией, показываю следующее:
1. Меры для содействия ожидаемой интервенции, намеченные в топливной промышленности, по существу состояли в замедлении темпа развития добычи топлива, в первую очередь, квалифицированного топлива, угля и нефти. Отставание добычи угля от намеченных потребностей металлургической и прочих отраслей создавало состояние напряженности в потребляющих отраслях и в связи с неравномерностью добычи по сезонам, а также неурегулированностью перевозок угля должно было приводить к перебоям, кризисам снабжения, а в момент интервенции — к полному срыву производства в предприятиях, работающих почти без запасов топлива.
Шахтинский процесс вскрыл эти планы и заставил перенести упор вредительских планов на другие виды снабжения, в частности — на снабжение металлом.
2. В тепловом и энергетическом хозяйстве меры по развитию кризисов и диспропорций в промышленности в видах содействия интервенции выразились в замедлении темпов развития спец[иальных] отраслей техники по использованию малоценных местных видов топлива, в том числе подмосковных углей, торфа, горючих сланцев. Этим создавалось и усиливалось напряженное состояние по снабжению ЦПО и Сев[еро-]Зап[адной] области привозными видами топлива, тогда как использование местных видов топлива оставалось лишь в проектах без возможности реального осуществления установок, работающих на местных видах топлива, в местных заводских централях.
Присоединяя сюда замедление темпа в сооружении и оборудовании этих заводских, а равно и районных установок, имеем картину диспропорций в снабжении заводов теплом (для нагрева) и энергией — по сравнению с развитием потребностей, благодаря сооружению новых цехов и развитию новых отраслей. Пример — развитие заводов Кр[асное] Сормово и Н[овое] Сормово — при дефиците энергии от местной централи, при дефиците в подаче воздуха для котельных и судостроительных работ, при отсутствии ясного и реально-выполнимого плана нагревательных устройств для новой, уже построенной кузницы с цехами спец, назначения (взамен пока еще фантастического проекта подачи торфяного газа по газопроводу из-за Волги) и т. д.
Задержка в разрещении задачи энергетического хозяйства усложнялась медленным темпом развития централи «НИГРЕС». Все в совокупности приводило к тому, что <уже> готовые устройства, новые цеха и сооружения (кузница, цех особого назначения, судоверфь) со всеми вложенными в них дорогими средствами оборудования остаются полностью или частично без использования, а в случае наступления опасного момента для интервенции не могут оказать помощи в деле обороны. В то же время судоверфь не будет в состоянии развить своих работ до полной мощности и тем ускорить разрешение вопроса о перевозке нефти и нефтепродуктов по волжской системе. Последнее обстоятельство имеет существенное значение в момент интервенции, когда пришлось бы взамен экспорта нефти использовать ее для промышленности, в том числе и для оборонной.
3. В области снабжения металлами металлообрабатывающей промышленности основная установка заключалась в создании дефицита по снабжению всеми видами и сортами металла и полуфабрикатами для нужд НКПС и других ведомств. Для этого служило в первую очередь замедление темпа развития черной металлургии: а) так называемой «большой металлургии», т. е. производств металлургических заводов Донбасса и Урала и б) «малой металлургии», имеющейся при механических и машиностроительных заводах ЦПО и Сев[еро-]Зап[адной] области.
Дефицитность по снабжению металлом создавала прямую угрозу развитию всех потребляющих промышленных отраслей и транспорта, этого важнейшего фактора обороны страны, тем самым, кроме кризисов и перебоев в производстве, создавая опасные условия для защиты страны в момент интервенции, когда кроме снарядов и орудий каждый провод и вагон имеет значение в качестве оборонного рессурса.
В частности, запоздание в деле восстановительного ремонта и реконструкции цехов для производства бандажей и осей для паровозов и вагонов на заводах М[алой] Металлургии уже в течение последних 3-4 лет являлось существенным тормозом в деле ремонта единиц подвижного ж/д. состава, так как сохранившееся на заводах малой металлургии производства этих частей упиралось в общие недостатки металла и уже не могло удовлетворить растущие потребности НКПС и вагоностроительных заводов, значительно расширяющих свой выпуск. То же самое относится и к прочим деталям подвижного состава жел[езно]дор[ожным] рессорам, частям [с]цепного тягового устройства и пр. Между тем, своевременное разрешение этой задачи устройством специальных цехов для централизованного изготовления путем прокатки и проковки осей, прокатки безбандажных колес (или отливки колес по системе Грифона из сталистого чугуна), а также цехов для централизованного производства рессор, пружин, сцепных приборов и пр. — способствовало бы полному развитию средств транспорта, обеспечило бы развитие вагоностроения и отчасти паровозостроения, и благодаря современному централизованному методу производства способствовало бы также значительной экономии металла по этим изделиям.
Запоздание в разрешении указанных задач ставит наш жел. дор. транспорт в хроническое состояние дефицитности по этим частям, а в острый момент интервенции лишает возможности быстрого выхода из затруднения вследствие неминуемого увеличения запросов по этой части.
Заводы для производства рессор, пружин и пр. централизованным путем запроэктированы только в 1930 году; цех же для производства колес и осей (намеченный в Днепропетровске на зав. им. Дзержинского), еще не разработан в виде окончательного проэкта.
Замедление в указанных производствах создает, таким образом, угрозу в случае подготовки войны или интервенции.
4. В вагоностроении, паровозостроении и речном судостроении — замедление темпа развития этих отраслей также имеет существенное отрицательное значение в случае интервенции. Необходимо отметить:
а) отсутствие разработанного конструктивного типа большегрузного вагона; несмотря на подготовленные уже по американским образцам технологические данные для разработки конструкции, НКПС не дал еще определенного решения этой задачи, что создает ненормальные условия для развития и даже проэктирования соответствующего производства, имеющего серьезное оборонное значение;
б) целый ряд изменений в первоначальных заданиях на разработку 3-х проектов вагоностроительных] заводов: Н.-Тагильского, з-да им. Правды, зав. Кр[асный] Профинтерн — привел к замедлению соответствующего строительства и тем способствует ослаблению нашей производственной мощности в этой отрасли, имеющей первостепенное оборонное значение;
в) то же самое наблюдается и в отношении паровозостроения, где как в отношении типов, так и в отношении распределения производства их по заводам наблюдается ряд бесплодных проволочек. Между прочим, строящийся (реконструирующийся) Луганский паровозостроительный завод все еще далек от окончания. Заводы Кр[асный] Профинтерн и Сормово крайне устарели по оборудованию и не имеют твердого задания для их реконструкции. Таким образом, эта важнейшая отрасль для обороны страны остается без твердых планов ее развития, что создает за снабжение паровозами в момент подготовки к войне или интервенции.
г) Построение вагонов спец[иального] назначения: промышленного — саморазгружающегося — для перевозки массовых грузов, как-то: угля, руды, всякого минерального сырья — не налажено, что создает угрозу для развития металлургии на крупных заводах, а также и для правильной работы этих заводов в случае войны.
Построение цистерн для перевозки нефти также сильно запаздывает развитием, что имеет весьма отрицательное значение в смысле обеспечения перевозки нефти, особенно в случае интервенции, когда нефть будет иметь потребляющее значение в качестве топлива во многих производствах оборонного характера.
д) Замедление темпа развития речного судостроения весьма вредно отражается на перевозке нефтяных грузов и дает картину полной диспропорции между добычей нефти в разных районах и возможностью ее использования для промышленности, в том числе и оборонной, в случае интервенции.
Все развитие судостроения упирается: 1) в дефицит металла — листового и сортового, благодаря запозданию в развитии соответствующих средств металлургии, 2) в недостаточно быстрое развитие металлургии, 3) в недостаточно быстрое развитие производства двигателей — дизелей на наших заводах. Последнее же, помимо общего запаздывания в развитии основных цехов, имеет также причину — в замедленном темпе развития на всех наших заводах, заготовительных цехов, литейных, кузнечных, представляющих давно известное узкое место в нашем машиностроении.
Составление заготовительных цехов в состоянии полной их дефицитности при одновременном развитии (выпускных) цехов является результатом вредительства, которое имеет значение и для мирного и для военного периода в промышленности, тем более, что некоторые типы дизелей имеют определенное назначение (для военных судов).
5. Развитие многих машиностроительных производств для обслуживания химической промышленности также было сильно задержано — в ущерб оборонной способности в случае войны или интервенции. Производство химаппаратуры упирается, с одной стороны, в отсутствие разработанных конструктивных типов, а с другой стороны, в неподготовленность нашей металлургии к производству специальных качеств стали — кислотоупорной, нержавеющей, способной выдерживать высокие давления и температуры при одновременном действии кислот. Запаздывание в подготовке этих производств создает весьма неблагоприятные условия для ряда производств, обслуживающих военную промышленность, в том числе производств взрывчатых веществ.
Наконец, чрезвычайно растущая потребность в топливе для тракторов, автомобилей и для авиаприборов заставляет форсировать сооружение крекинговых установок, а для этих последних нужны также цельнокованные барабаны, удовлетворяющие требованиям высоких давлений, температур — при действии кислоты. Таких барабанов мы все еще не изготовляем, и запоздалость нашей подготовки в этом направлении является результатом вредительства не в одной лишь металлопромышленности, но также и в химической промышленности, которая, в случае интервенции или даже экономической блокады, окажется не в состоянии создать нужное ей оборудование средствами внутреннего производства, импорт же в этот момент будет невозможен. Между тем, как раз этого рода производства имеют весьма большое оборонное значение.
6. Не менее запоздалым является также развитие у нас отрасли станкостроения, имеющего самое существенное значение в производствах не только общего характера, но и в производствах по обороне, как, например, по изготовлению орудий, снарядов и пр., в чем мы убедились на опыте мировой войны. Такое же значение в этом смысле имеет и инструментальное дело, также отставшее своим развитием. Обе эти отрасли, как имеющие существенное значение в случае войны или интервенции, требуют к себе самого серьезного внимания, но на деле получили толчок к развитию лишь в самое последнее время.
Так, проекты четырех станкостроительных заводов представлены на утверждение только в 1930 году, что следует приписать вредительству в самом планировании отраслей.
7. Наконец, один из обычных методов вредительства — искажение нормального порядка сооружения цехов, при котором основные выпускные цехи сооружались бы не раньше, чем заготовительные, а перед этим была бы обеспечена и соответствующая металлургическая база для данного производства, применен и в производствах, имеющих существенное значение в случае интервенции. Здесь можно указать на уже упомянутый пример сооружения в Н[овом] Сормове цеха особого назначения (для производства орудий) — при незаконченном оборудовании нужной для этого цеха прессовой мастерской, причем остается открытым вопрос о том, откуда будут получаться литые болванки для этой прессовой мастерской, ибо вопрос о широком развитии производства качественных сталей в Н[овом] Сормове остается, по[-]видимому, открытым. Таким образом, несогласованность в планах и сроках сооружения отдельных цехов, тесно связанных между собой технологически, является злом как для производства мирного значения, так и для производств, имеющих прямое оборонное значение. Последнее обстоятельство, в связи с общим запозданием в сооружении таких цехов[,] является весьма существенным с точки зрения вредительства, в случае интервенции.
8. Общий вывод можно сделать тот, что при тесной связи решительно всех отраслей с металлопромышленностью и, в частности, с машиностроением, нет ни одной, которая бы не страдала от неправильного планирования машиностроительных отраслей, а в том числе в случае интервенции страдают как непосредственно отрасли военного снаряжения, так и отрасли, обслуживающие тыловые работы и связи. Поэтому и во всех частных случаях депланирования отраслей следует усматривать проведение общей тенденции вредительства к замедлению темпов и снижению нормального плана развития всех производств, одинаково для мирного, как и для военного времени; при этом указанные искажения должны наиболее чувствительным образом отразиться на обороне страны именно в момент интервенции.
Н. ЧАРНОВСКИЙ
Допросили: ПОМ. НАЧ. СОУ ОГПУ АГРАНОВ.
ПОМ. НАЧ. 3 [отделения] СО ОГПУ РАДЗИВИЛОВСКИЙ
Д. 355. Л. 108-115. Заверенная машинописная копия того времени (см. легенду к док. № 355-7). В тексте имеются многочисленные подчеркивания карандашом.
ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 10. Л. 173-180. Машинописная копия того времени, заверенная Кошеверовым.