Показания Б. К. Липпе о планах подготовки «терактов» против И. В. Сталина и Г. Г. Ягоды. Приложение к письму № П962 о рассылке материалов следствия от 21 октября 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.10.21
Период: 
1930
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 2. Л. 198-203 об.

от 2[1] октября 1930 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
инженера ЛИППЕ Бориса Карловича от 17 октября 1930 г.

Допросили: нач. 3 отделения СО ОГПУ СЛАВАТИНСКИЙ
и помнач. 4 отделения СО ОГПУ ЧЕРТОК.

По вопросу о мероприятиях «Промышленной Партии» по совершению терактов против т.т. СТАЛИНА и ЯГОДЫ сообщаю следующее:

  1. В конце мая с. г. я (ЛИППЕ) и КОЗЛИНСКИЙ были вызваны в кабинет к РАМЗИНУ. Вызывался и МОРОЗ[,] и ДАВИДОВ, но они в это время отсутствовали.
  2. РАМЗИИ нам сообщил, что Ц.К. «Промышленной партии» решил совершить террористические акты против т.т. СТАЛИНА и ЯГОДЫ. СТАЛИНА должна убить террористическая группа ЕВРЕИНОВА во время съезда, а ЯГОДА должен быть убит в ближайшие дни террористической группой КОЗЛИНСКОГО.
  3. Из группы КОЗЛИНСКОГО в совершении террористического акта должны участвовать руководители группы КОЗЛИИСКИЙ и члены ЛИППЕ и МОРОЗ. Кроме того[,] в совершении теракта будет участвовать и ДАВИДОВ. На последнего возлагается задача быть заместителем КОЗЛИНСКОГО по совершению этого теракта.
  4. В случае необходимости в совершении теракта будут участвовать и члены других террористических групп.
  5. Необходимость совершения терактов РАМЗИН объяснял тем, что в 1931 г. ожидается общехозяйственный кризис и интервенция. «Промышленная Партия» уже сейчас должна перейти на активную борьбу с соввластью[,] в первую очередь применяя теракты, которые внесут дезорганизацию в советские ряды. Кроме того, РАМЗИН подчеркнул, что в интересы «П.П.» входит ослабить сторонников генеральной линии ВКП(б) путем терактов против т.т. СТАЛИНА и ЯГОДЫ, этим самым усиливая правых в ВКП(б), на которых в настоящий момент держит ставку «П.П.».
  6. РАМЗИН набросал следующий план теракта против т. ЯГОДЫ:

а) убийство лучше всего совершить, когда т. ЯГОДА на машине подъезжает к зданию ОГПУ;

б) ставятся посты в четырех углах: уг[ол] Мясницкой и Лубянской площади, напротив этого места у Китайской стены, угол Б[ольшой] Лубянки и Софийки и угол Театрального проезда у Никольских ворот;

в) кто первый увидит т. ЯГОДУ, тот в него производит выстрел из револьвера;

г) оружие будет состоять из револьверов и бомб. Бомбы нужно использовать, главным образом, для внесения паники после теракта, если это понадобится, чтобы легче скрыться. Бомбы и револьверы имеются и передаются КОЗЛИНСКОМУ;

д) недалеко от места теракта будет находиться машина РАМЗИНА с его шоффером, чтобы легче было скрыться участникам теракта после совершения такового;

е) все участники теракта должны знать т. ЯГОДУ в лицо. Для этого КОЗЛИНСКИЙ должен им показать тов. ЯГОДУ и снабдить их фотокарточками тов. ЯГОДЫ;

ж) члены других террористических групп будут вести наблюдение и в других пунктах, где т. ЯГОДА может появиться. Но скорей всего теракт будет совершен на Лубянской площади. Если будет выяснено другое подходящее место для совершения теракта, то группа КОЗЛИНСКОГО будет туда переброшена;

з) о всех изменениях в плане РАМЗИН сообщит КОЗЛИНСКОМУ. Последний будет информировать участников группы о всех могущих произойти изменениях и держать РАМЗИНА в курсе всех подготовительных действий группы.

  1. Я и КОЗЛИНСКИЙ дважды ходили к зданию ОГПУ с тем, чтобы КОЗЛИНСКИЙ показал мне т. ЯГОДУ. Оба раза мы ходили приблизительно по два часа. Фланировали мы мимо здания ОГПУ по Лубянской площади и стояли, ведя наблюдение с угла Б[ольшой] Лубянки и Софийки и с угла Мясницкой и Лубянской площади. Ходили мы также и к фонтану.

Оба раза т. ЯГОДУ мы не встретили.

  1. КОЗЛИНСКИМ мне было заявлено, что оружие — бомбы и револьверы уже есть. Оружием ведает НОВИ Валерий. Тогда мне КОЗЛИНСКИЙ сообщил, что достали, кажется, через РАМЗИНА фотокарточку т. ЯГОДЫ и НОВИ Юлий должен ее размножить, используя фотокабинет Теплотехнического Института.
  2. Через несколько дней КОЗЛИНСКИЙ выдал оружие и в 6 час. я (ЛИППЕ), КОЗЛИНСКИЙ, ДАВИДОВ и МОРОЗ пошли к зданию ОГПУ. У КОЗЛИНСКОГО и ДАВИДОВА были автоматические пистолеты, браунинги или маузеры средние, а у меня и у МОРОЗА наганы. Все револьверы имели полные обоймы патрон[ов]. Кроме того[,] у ДАВИДОВА была бомба, завернутая в бумагу, продолговатой формы. Бомба[,] кажется[,] была кустарного изготовления. Метальщиком бомбы должен был быть ДАВИДОВ.

Фотокарточек т. ЯГОДЫ мы не имели. НОВИ Юлий не успел их размножить. По этому поводу КОЗЛИНСКИЙ имел с ним крупный разговор. В силу того, что не было фотокарточек[,] КОЗЛИНСКИЙ решил не стоять по одиночке на постах, как было намечено раньше, а ходить по Двое, изредка сходясь вместе.

Мы около четырех часов ходили по Лубянской площади и у здания ОГПУ. Иногда останавливались на углу Мясницкой и Б. Лубянки.

Первым должен был стрелять КОЗЛИНСКИЙ, который заявил, что он узнает т. ЯГОДУ. Если КОЗЛИНСКИЙ промахнется[,] должны были стрелять остальные.

В то время, когда мы фланировали у здания ОГПУ, КОЗЛИНСКИЙ куда-то уходил на короткое время. Когда он вернулся, он нам сообщил что у Пол[и]технического института стоит прокатная машина, которую мы в случае надобности сумеем использовать.

За все эти четыре часа нам не удалось встретить тов. ЯГОДУ[,] и мы разошлись.

Тут же на площади я и как будто МОРОЗ перед самым уходом сдали оружие КОЗЛИНСКОМУ.

  1. Через день или два я, КОЗЛИНСКИЙ, МОРОЗ и ДАВИДОВ снова часов в шесть пошли к зданию ОГПУ. Мы были вооружены теми же револьверами, что и в первый раз, но на этот раз была не одна, а две бомбы. Вторая была как будто чуть меньше первой, но такой же формы и кажется тоже кустарная. Метальщиками должны были быть КОЗЛИНСКИЙ и ДАВИДОВ или МОРОЗ. На этот раз были три фотокарточки, которые НОВИ Юлий успел переснять. Одна карточка была неудачная и пользоваться ею было нельзя. Карточки были кабинетного размера. Тов. ЯГОДА там был снят в военной форме до пояса (бюст). Карточки были у КОЗЛИНСКОГО и ДАВИДОВА.

КОЗЛИНСКИМ было заявлено, что на этот раз имеется машина Ин[ститу]та с шоффером РАМЗИНА, которая стоит недалеко. Где он хотел потом указать, но мне не сказал, возможно забыл.

И в этот раз ходили мы снова у здания ОГПУ по двое. Постоянных «двоек» не было, так как мы часто менялись. Стрелять должен был первый кто увидит т. ЯГОДУ, надо мной смеялись, что я по своей близорукости, наверное, первый т. ЯГОДУ не увижу.

Два раза КОЗЛИНСКОМУ показалось, что кто-то похожий на тов. ЯГОДУ вошел в подъезд, но он в этом не был уверен. Об этом КОЗЛИНСКИЙ говорил, когда мы расходились.

Ходили мы часа четыре и разошлись, тов. ЯГОДУ не увидев. Как и в первый раз, перед самым уходом я сдал КОЗЛИНСКОМУ свое оружие.

  1. На другой день КОЗЛИНСКИЙ взволнованно мне сообщил, что теракт против тов. ЯГОДЫ сейчас состояться не может и откладывается до подходящего момента, так как об этом стало известно большому кругу лиц, чем это следовало бы по конспиративным соображениям, и он боится провала. Фотокарточки уничтожены, а оружие ликвидировано. КОЗЛИНСКИЙ категорически настаивал на том, чтобы в случае ареста всячески до конца отрицать участие в подготовке этого теракта.
  2. Через несколько дней КОЗЛИНСКИЙ мне говорил, что сейчас все внимание, согласно задания Ц.К. «Промышленной Партии», направлено на совершение теракта против тов. СТАЛИНА. По этому теракту ведет работу группа ЕВРЕИНОВА. Наша группа для этого будет также привлечена, если окажется необходимость. Вскоре я уехал на месяц в отпуск и потерял тесную связь с КОЗЛИНСКИМ, затем КОЗЛИНСКИЙ, не объясняя мне причин, сообщил, что совершение теракта против т. СТАЛИНА также пришлось отложить.

Записано с моих слов верно, мне прочитано.

Б. ЛИППЕ.

Допрашивали: НАЧ. 3 ОТДЕЛЕНИЯ] СО ОГПУ СЛАВАТИНСКИЙ.
ПОМНАЧ. 4 ОТДЕЛЕНИЯ СО ОГПУ ЧЕРТОК.

Д. 354. Л. 130-134. Заверенная машинописная копия того времени. На Л. 130 вверху штамп с вписанными от руки датой «21.Х.1930 г.» и данными о количестве размноженных экземпляров текста (50 экз.), подпись-автограф Хряпкиной. Здесь же штамп о рассылке документа (номер и дата отсутствуют).

ЦА ФСБ РФ. Ф. Р-42280. Т. 2. Л. 198-203 об. Подлинный протокол допроса, написанный Черток. Внизу каждого листа заверителъная подпись-автограф Б. К. Липпе.