Показания А. Н. Мюллера о подготовке интервенции против СССР. 17 октября 1930 г.
17 октября 1930 г.
[Строго секретно]
ПРОТОКОЛ ПОКАЗАНИЯ
данного МЮЛЛЕРОМ Антоном Николаевичем,
от 17 октября 1930 года.
По вопросу о готовящейся против СССР интервенции сообщаю следующие известные мне данные.
На одном из заседаний контр-революционной организации Теплотехнического] Ин-та, имевшем место, насколько помню, в начале 1929 г., когда РАМЗИН Л. К. вернулся из Лондона со Всемирной Энергетической Конференции^] он сообщил, что в бытность его проездом в Париже, при свиданиях с белоэмигрантскими политическими и промышленными кругами ему сообщено о подготавливающейся интервенции, против СССР, капиталистическими странами во главе с Францией. Началом интервенции по сообщению РАМЗИ НА намечался 1930 г.
Это заседание контр-революционной организации имело место, насколько помню, в кабинете ученого Секретаря Теплотехнического] Института ОЧКИНА; на нем присутствовали: РАМЗИН, я МЮЛЛЕР, ОЧКИН, ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, других не помню.
Второе сообщение РАМЗИНА по вопросу об интервенции состоялось в конце 1929 г. на одном из заседаний контр-революционной организации Теплот[ехнического] Ин-та, которое было в помещении Бюро Тепло-технич[еских] съездов (ЮШКОВ). РАМЗИН в это время возвратился из командировки из Америки, куда он ездил вместе с А. И. МОРОЗОМ. В этот раз РАМЗИН сообщил, что по полученным им сведениям подготовка к интервенции против СССР ведется Западными европейскими государствами во главе с Францией, которая намерена осуществить интервенцию при помощи граничащих с СССР государств, в частности Польши.
На этом заседании РАМЗИН также указывал, что в задачи Польши должн[а] войти переброска опытных военных руководителей, из белоэмигрантов на территорию Украины для организации в приграничной полосе военных выступлений антисоветских элементов. Срок осуществления интервенции по сообщению РАМЗИНА на этом заседании приурочивался к зиме 1930/31 г.
На этом же заседании РАМЗИН обращался к присутствовавшим[,] из коих помню СОЛОВЬЕВА, ОЧКИНА, ЩЕГОЛЕВА, с указанием на необходимость нашей контр-революционной организации сообщать ему о настроениях среди населения, инженерства, интеллигенции для информации интервентских кругов. В частности, указывал на французское посольство, с которым он связан.
Записано собственноручно. А. Мюллер.
Пом. Нач. I Отделения] ЭКУ ОГПУ: Ржавский
ДОПРОСИЛ: Ст[арший] Уполномоченный] I Отделения] ЭКУ ОГПУ: Тарнуев
Д. 354. Л. 67-68. Машинописная копия того времени. На Л. 67 вверху — штамп с вписанными от руки данными о распечатке (50 экз.) текста и датой «19.X.1930 г>, подпись-автограф Хряпкиной. Рядом штамп о рассылке документа (номер и дата отсутствуют). Показания А. Н. Мюллера были направлены «для сведения» членам и кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и членам Президиума ЦКК ВКП(б) 19 октября 1930 г. наряду с копиями протоколов допросов Евреинова от 1.Х.30 г. («о террористической организации промпартии»); Рамзина, Калинникова, Ларичева, Чарновского, Предтеченского, Соловьева, Кирпотенко от 16 и 17.Х.30 г. — «по вопросу об интервенции». (Копия сопроводительного письма на Л. 1; см. легенду к док. № 354-1 «Показания Е. Ф. Евреинова [...]».)