Показания И. Н. Аккермана о распространении среди специалистов «Грознефти» слухов и «разговоров» об ожидаемой интервенции западных держав против СССР. 11 октября 1930 г.
11 октября 1930 г.
[Секретно]
ПОКАЗАНИЯ
АККЕРМАНА Иллариона Николаевича от 11 октября 1930 года.
С самого моего поступления на службу в Грознефть (летом [19]23-го года) среди специалистов Грознефти и Главгортопа, входивших во вредительскую организацию неоднократно велись разговоры о том, что надо ожидать интервенции, при которой в первую очередь будет занят Кавказ. Весною [19]26 года Н. И. РОДНЕНСКИЙ в моем присутствии сказал П. И. УМНИКОВУ, что вопрос об интервенции за границей решен в положительном смысле, она ожидается осенью [19]28-го года и надо приложить все усилия к тому, чтобы к этому сроку построить завод в Туапсе.
Летом или осенью [19]27 года о том же мне говорил и И. В. ПОКРОВСКИЙ, который и мотивировал этот срок тем, что интервенцию собирается возглавить Англия и это удобнее сделать пока у власти находится консервативное правительство.
Осенью [19]27 года, во время моей встречи в Берлине с инж. ЛОМАКСОМ (служащий фирмы Виккерса) последний интересовался будет ли завод в Туапсе закончен к осени [19]28 года и сказал, что в связи с намечающимися политическими сдвигами желательно, чтобы завод был закончен к осени [19]28-го года.
Летом [19]28-го года И. В. ПОКРОВСКИЙ мне сказал, что произошли некоторые изменения в общей политике и интервенция откладывается года на 2 и теперь ее надо ожидать в конце лета или осенью [19]30-го года. Хотя ПОКРОВСКИЙ ни [в] этот раз, ни прежде не говорил мне, откуда он имеет эти сведения, но я зная о его тесной связи с вредительским центром и в частности со СТРИЖЕВЫМ, от которого он получал указания, не сомневался, что все эти сведения идут через И. Н. СТРИЖЕВА. Мотивом отсрочки интервенции ПОКРОВСКИЙ мне выставил с одной стороны трудность создания прочного антисоветского блока, а затем еще следующее: в интервенции должны были участвовать кроме Англии и Франции также Польша и Румыния. Армии этих последних не были готовы для успешной борьбы против Союза ССР. Поэтому было решено использовать остающиеся 2 года отсрочки на спешное перевооружение Польши и Румынии, а также за это время втянуть в противосоветский блок и Прибалтийские государства. Этот мотив мне, как человеку в прошлом военному, был вполне понятен.
И. АККЕРМАН.
ДОПРОСИЛ: Пом. Нач. 1-го Отделения] ЭКУ ОГПУ: (РЖАВСКИЙ).
Д. 353. Л. 167-168. Машинописная копия того времени. На Л. 167 делопроизводственная помета о перепечатке текста (машинопись), штамп о рассылке документа (номер и дата отсутствуют). На Л. 157 — сопроводительное письмо от 18 октября 1930 г. (М П954) об отправке членам и кандидатам в члены ЦК и членам ЦКК ВКП(б) «для сведения» показаний Ларичева, Аккермана, Покровского, Ефремова, Предтеченского, Нольде, Михаленко, Иванова, Неандера и Федотова. (См. легенду к док. №353-17.)