Письмо бывшего председателя завкома Днепровского завода А. Белецкого в ЦК ВКП(б) о фактах «контрреволюции в металлопромышленности» в Донбассе в 1920-е гг. 8 декабря 1929 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.12.08
Период: 
1929
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

8 декабря 1929 г.
С. СЕКРЕТНО

Ц.К. В.К.П.(б)
г. Москва.

Возвращая докладную записку тов. ЯГОДЫ на имя тов. СТАЛИНА, об открытии контрреволюции в метало-промышленности сообщаю, что подозрения об этом у меня были еще в 1923 году.

На 1-м съезде работников Югостали в Харькове, где я выступал против пуска Сталинского завода и вложения в него больших средств, так как тогда мы были еще бедны. В то время, на этом съезде СВИЦИН, БАРДИН, ГУЛЫГА и[,] к сожалению[,] коммунисты б. Управляющий Сталинского Комбината т. МАКАРОВ и Председатель Райкома Металлистов тов. ВОЛКОВ, меня сильно обругали, так как я рельефно защищал, что преступно вкладывать большие деньги в «старую галошу», а лучший в Союзе Каменский завод, настаивали те же СВИЦИН, БАРДИН, ГУЛЫГА[,] закрыть, говорили, что его не следует трепать, а нужно оставить до лучших дней.

Через некоторое время мне удалось уловить нить контрреволюционной группы работников Днепровского завода, о чем своевременно был поставлен в известность Уполномоченный ГПУ т. БОЙКО, после этого случайно было прочтено письмо б. Главного инженера ЖАРНОВСКОГО, присланное из Польши на имя б. Главного Бухгалтера ХРАПОВЕЦКОГО, это письмо случайно прочла подруга дочери ХРАПОВЕЦКОГО — жена СВЕРЧЕВСКОГО, она сказала мужу, а он сейчас же сообщил мне об этом. В письме было сказано, что «Общество Вам сократило жалование на 30 %».

Я об этом сейчас же донес ГПУ, сам выехал по делу завода к т. ДЗЕРЖИНСКОМУ, я ему в присутствии т. РЕДЕНСА рассказал обо всем, что делается на заводе и в частности об этом письме.

Тов. ДЗЕРЖИНСКИЙ внимательно выслушал, задал несколько вопросов, дал мне маленькую следующую записку[:] «т. КРИВОВУ — Дорогой Товарищ! Примите пожалуйста т. БЕЛЕЦКОГО, Председателя Завкома Днепропетровского завода. Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ 19/III- 2[5] г.[»] Записка у меня хранится.

По видимому, тов. ДЗЕРЖИНСКИЙ действовал не скверно, так как я на второй день встретил СВИЦИНА в Московской Конторе Югостали, и он мне с «удивлением» сказал, что ночью арестовано 17 человек работников Днепровского завода.

Тов. ДЗЕРЖИНСКИЙ помог мне тем, что отложил закрытие завода на несколько месяцев.

И так, я три раза по вопросу Днепровского завода бывал у т. ДЗЕРЖИНСКОГО, пока не удалось выявить Экономическую Контрреволюцию.

В последний раз, когда я выехал от имени всех организаций по этому вопросу (фактически нелегально, так как все официально были вынуждены согласиться с закрытием завода).

Я приехал в Правление Югостали, задал СВИЦИНУ вопрос, как он смотрит на пуск, вместо по одной доменной на Сталинском и им. Петровского заводах, 2-х доменных на Днепровском заводе, он мне ответил: «Я бы возражал», я ему ответил, [«]а я буду этот вопрос ставить[»], он ответил: «Я буду категорически возражать», тогда я сказал, что по вопросу этого завода я еду и дойду, хотя бы к самому СТАЛИНУ[,] и мне сейчас нетрудно с Вами воевать, поскольку я знаю, кто враг пуска Днепропетровского завода, Вы кладете деньги в пропасть.

Я сейчас же пошел в Украинский Комитет Металлистов[.] Украинский Комитет на второй день созвал заседание Президиума, куда был вызван тов. МАСЛОВ (Инженер с ВСНХ — коммунист), представитель от Югостали — Главный инженер ЛОМОВ, я сделал доклад, по моему докладу тов. МАСЛОВ задал несколько вопросов ЛОМОВУ[,] и один из вопросов «Будут ли в Днепровском заводе доменные печи перестраиваться или пускаться так как они есть». Тов. ЛОМОВ ответил, что «будут пускаться, так как они есть»[.] [Т]огда МАСЛОВ обрушился на Югосталь, почему она до сих пор обманывала и почему не был первым пущен Днепровский завод[.] ЛОМОВ ответил, что после вчерашней моей беседы со СВИЦИНЫМ, СВИЦИН дал телеграфное распоряжение Днепровскому заводу немедленно приступить к ремонту 2-х доменных печей.

Мне кажется, что здесь мы должны были понять, неужели СВИЦИН имел такую силу, что один давал такие важные распоряжения.

Когда я пришел на завод[ы] Коминтерн и Коммунар, оба завода были в большом дефиците, пришлось вести ожесточенную войну с техническим персоналом, чтобы завод поставить на должную высоту и добиться рентабельности, но ничего не вышло до тех пор, пока не сняли ставленников СВИЦИНА, как Главного инженера РУБИНШТЕЙНА.

СВИЦИН по ИТС[,] споря со мной, довел это дело до ВСНХ СССР и только при настойчивой поддержке местных организаций и т. КАССИОРА И. В. мне удалось его снять.

Когда я выставил обвинения РУБИНШТЕЙНУ, что он ведет техническое руководство заводом разрушительно, то он мне заявил, что он имеет от СВИЦИНА директиву, о которой мне не говорил. И недаром СВИЦИН препятствовал присоединению завода Карла Маркса к заводу Коминтерн, который граничит с ним, чтобы можно было питать болванкой завода Карла Маркса завод Коминтерн, на чем можно было экономить на одной оплате за перевозку болванки с разных заводов Донбасса 400 000 р. в год, не говоря о других экономиях.

На мое настоятельное требование соединить заводы, Правление заставило СВИЦИНА дать соображения по этому вопросу.

СВИЦИН посылает своих ставленников, как ДУДКЕВИЧ, которые дают заключение, которое нужно СВИЦИНУ.

И получалось, что болванку с Днепропетровска продают на Урал и в Краматорскую, а болванку с Таганрога, Мариуполя, Юзовки и других заводов Донбасса посылают в Днепропетровск.

СВИЦИН дает распоряжение ломать новую мартеновскую печь на зав[оде] б. СИДУАРА «Ц» в Днепропетровске, под видом надобности кирпича. Ломается новая доменная печь на Днепровском заводе.

При нашей поездке машиной, из Каменского в Днепропетровск, я[,] СВИЦИН и б. Председатель Треста Югостали т. СУДАКОВ, при подъезде к заводу «Ц» между СУДАКОВЫМ и СВИЦИНЫМ зашла речь о разборке двух доменных печей на лом, я вмешался в этот разговор, что на лом их пускать преждевременно, так как они могут быть использованы. Я считаю неверным, что Мартеновскую печь завода «Ц» поломали. Об этом не только мое роптание, оно имеется в среде рабочих. Возможно, что это тогда послужило задержкой в поломке этих доменных печей, о чем я говорил на совещании Правления Заводоуправления Югостали под председательством тов. ДЗЕРЖИНСКОГО от 23/V-26r. (ст. 25 стенограммы), за что несколько советских техников пожали мне руку.

После заседания я т. ДЗЕРЖИНСКОМУ говорил, что та контрреволюция, которая открыта, хотя бы на Днепровском заводе, это есть цеховая ячейка контрреволюции, а центральная есть где-то выше, так как денег они не могли получить для восстановления Днепровского завода без поддержки центральной контрреволюционной организации, об этом слышал и т. РЕДЕНС.

В настоящее время данные печи будут пущены в работу.

Перейду к вновь вверенному мне заводу им. тов. ФРУНЗЕ. Считаю, что и здесь, хотя и на малом, отсталом заводе, но и здесь, по моему мнению, легко удавалось проводить контрреволюционные намерения.

1.  Нужно было, чтобы завод был рентабельный и выпускал на 50 % продукции больше, чем он выпускал на самом деле, для чего нужно было в силовое хозяйство сделать небольшие затраты, около 500-600 тыс. рублей, можно было это оправдать в год ликвидацией только одних простоев и получить прибыли 1 м[лн]. 100 т[ыс]. рублей, это не делалось.

2.  Доменная печь, которая страдает от недостатка дутья и работает уменьшенным выпуском чугуна 40 %, нужно было своевременно поставить сильную воздуходувку, этого не сделано, в то время как закупленная заграницей воздуходувка лежит на этом заводе уже 2-й год, под видом для второй доменной печи.

Вторая доменная печь никак не может получить разрешения и сейчас на достройку в то время, когда уже вложено в нее около 20 % средств.

По[-]видимому и здесь имеется определенная цель, так как пиритные сгарки[,] имеющиеся рядом с заложенной и старой доменной печью[,] валяются кучами в милл. пудов, содержащие около 57 % железа.

По[-]видимому и есть и было желание оставить сгарки и воздуходувки для старых хозяев.

Тем не менее уже сейчас приходится чугун для н[ашего]/завода привозить из других заводов и в ближайшее будущее получится, что возложенные деньги в начало постройки доменной печи пропадут, пиритные сгарки мы будем вывозить из Константиновки на другие заводы для переработки на чугун, чугун будем обратно ввозить в Константиновку и переделывать на готовые изделия и опять вывозить, что будет увеличивать себестоимость и обременять транспорт.

3.  Не берусь твердо судить, но рабочие и техперсонал упорно начинают говорить, что постройка Цинко-Плавильного Комбината в Константиновке не к месту, так как для него сырья здесь нет.

Как вышеизложенное, так и открытие экономической контрреволюции, должно нас заставить пересмотреть и проверить все планы, как начатых, так и будущих строительств, так как контрреволюция глубоко запустила корни в нашу промышленность. Мелкие дефекты и убытки в десятки и сотни тысяч рублей, имеющиеся почти на каждом заводе, они могут быть изжиты, когда мы заставим свой скудный по количеству коммунистов и Советский технический глаз проверить это дело, дабы не выполнять воли контрреволюционеров.

С КОММУНИСТИЧЕСКИМ] ПРИВЕТОМ А. Белецкий
8/ХII-29 года.

Д. 353. Л. 45-45 об. Машинописный подлинник, подпись — автограф. Гриф секретности машинописью. Рукописные пометы (Л. 45 вверху): «т. Иванову», «ОГПУ Украина». На Л. 45 вверху слева от руки — исходящий номер (№ 159с) и дата отправки документа (8/XII-29 г.); справа — штамп делопроизводства ЦК В КП (б) с входящим номером (от руки) и датой получения «12 ДЕК 1929» (штампом).