Показания Неймаера Карла Францевича от 5-го ноября 1929 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.11.05
Период: 
1929
Источник: 
Судебный процесс «Промпартии» 1930 г.: подготовка, проведение, итоги: в 2 кн. / отв. ред. С. А. Красильников. - М.: Политическая энциклопедия, 2016. - (Архивы Кремля)

Продолжаю свои показания от 4-го ноября с. г.: после ухода ХРЕННИКОВА из ГОМЗЫ в [19]24 году у нас было нелегальное совещание, на котором присутствовали ХРЕННИКОВ, я, МАНУЙЛОВ, ТИЛЕ, ТИХОМИРОВ, ПОЛУБОЯРИНОВ. Совещание по вопросу о вредительстве происходило в ГОМЗЕ в конце рабочего дня и являлось как бы продолжением делового совещания, при этом ХРЕННИКОВ заявил, что он переходит в Главметалл, что связь его с заграницей с Торгпромом через ГЛАССА и английское консульство сохраняется и что он будет давать директивы по вредительской линии из Главметалла совместно с КУТСКИМ; кроме того, он просил, чтобы работа велась сугубо осторожно и все действия были по возможности завуалированы. Все руководство работой в ГОМЗЕ возлагалось на меня, причем по рекомендации ХРЕННИКОВА, я занял его место — начальника Технического отдела.

Далее, перехожу [к] системе вредительства Главметалла на трест ГОМЗЫ. Главметалл, в лице металлообработк[и], являлся полным хозяином как по части даваемых ГОМЗЕ заданий по выполнению производственных программ на те или другие изделия, так и по части разрешения вопросов нового строительства, капитальных ремонтов, реконструкции заводов и отпускаемых на них средств. Производственные программы менялись очень часто до их окончательного утверждения; точно так же и суммы, ассигнованные на те или иные работы капитального ремонта и строительства. Все это разрешалось с большим опозданием и не давало тресту возможности заблаговременно, перед началом нового операционного года, делать подготовку материалов и других ресурсов производства, а отсюда, как последствие, — слабая нагрузка заводов в 1 и 2 кварталах операционного года, невыполнение заданных программ, а вследствие понижения темпа производства в начале операционного года и повышение себестоимости производства.

Кроме того, Главметалл совершенно не увязывал машиностроения с металлургией и в то время, как программа неравносильно росла, последняя совершенно не обладала достаточными производственными ресурсами для удовлетворения первого. Из-за этого все, и особенно крупные машиностроительные заводы ГОМЗЫ, всегда терпели металлический голод, из-за чего ни одно производство не выполнялось нормальным темпом. Развитие металлургии шло слишком замедленным темпом и в некоторых случаях машиностроительные заводы вынуждены были требовать выписки черного металла из заграницы, на что, конечно, тратилась дорогая валюта. В частности, по тресту ГОМЗЫ было выписано котельное железо для паровозов и даже части железа для судостроения.

Все это получалось благодаря умышленно неправильному плану реконструкции металлопромышленности, проводимому Главметаллом, в силу которого реконструкция металлообрабатывающей промышленности шла значительно быстрее, нежели добывающей (рудники — уголь, руда) и металлургической. Но и реконструкция обрабатывающей промышленности шла без определенного плана и по некоторым производствам — спорадически. Трестами не давалось определенных указаний о направлении этой реконструкции заводов, какую они должны были получить; тресты не получали указаний о той специализации заводов, которую они должны были бы иметь, не получали подробных проработанных производственных заданий, которые должны были бы быть положены в основу плана реконструкции заводов треста.

Все подобные установки работы Главметалла, в общем, и металлообработки[,] частности, кроме вреда ничего не приносили для дела; они затрудняли работы по переустройству проектных организаций и заводов по составлению проектов. Строго говоря, таковое положение создавалось в Главмашинстрое и в настоящее время и Мосгипромез никак не может получить требующиеся ему для проектировки реконструкции заводов ГОМЗЫ данные по основной производственной программе пяти-  и десятилетки, без чего вся проектная работа не двигается, проекты запаздывают, а в результате всего этого запаздывает и строительство, а, следовательно, и план выполнения пятилетки находится под ударом.

Такие серьезные отрасли машиностроения, как дизелестроение, прорабатываются в Главметалле весьма слабо, не выясняется более точно и подробно потребность в этих двигателях, не прорабатывалось как следует, каким образом следовало осуществлять эту программу и, в результате, дизелестроение было осуществлено на многих крупных заводах: Сормово, Коломна, Русский Дизель, Харьков, завод б. Наваль в Николаеве, б. Фельзер в Нижнем, а также на московском заводе быв. Бромлей, последнее является полнейшим абсурдом и излишней тратой средств.

Таким образом, в течение целого ряда [лет] Главметалл вел вредительскую работу по всем отраслям промышленности.

Так как директивы Главметалла являются обязательными для всех трестов и заводов металлопромышленности, то они и проводились в жизнь, осуществляя планы вредителей.

Главными руководителями по линии Главметалла в течение целого ряда [лет] являются ХРЕННИКОВ, КУТСКИЙ, МОЛЧАНОВ и ЖДАНОВ; я же признаю себя виновным в том, что проводил сознательно вышеназванные мероприятия по ГОМЗЕ в жизнь.

Записано собственноручно. Неймаер.

Д. 353. Л. 35-44. Машинописные копии того времени. На Л. 35,37,39, 42 вверху слева — делопроизводственные пометы машинисток. На Л. 44 после машинописной подписи К. Ф. Неймаера напечатано: «Верно:» (заверяющая подпись отсутствует).