Письмо заместителя председателя ОГПУ Г. Г. Ягоды и начальника Экономического управления ОГПУ Г. Е. Прокофьева в ЦК ВКП(б) о результатах следствия о «деятельности контрреволюционной организации в металлопромышленности». 6 ноября 1929 г.
6 ноября 1929 г.
С. Секретно
Тов. Сталину
В результате почти полугодового следствия по делу инженеров-металлистов ХРЕННИКОВА, БЕЛОНОЖКИНА, ЖДАНОВА и др., ОГПУ получено в последнее время ряд следственных материалов, характеризующих деятельность контр-революционной организации в металлопромышленности и машиностроении, а именно:
1) Контр-революционная вредительская организация в машиностроении возникла в 1921 году в тресте «ГОМЗЫ», под руководством ХРЕННИКОВА, в составе группы специалистов б. служащих Акционерного] О-ва «Сормово-Коломна». Организация возникла и проводила вредительство по директивам б. акционера МЕЩЕРСКОГО (члена Торгпрома), посылавшихся через некоего гражданина] ГЛАССА (тоже чл. Торгпрома) и через английскую Миссию лично ХРЕННИКОВУ, связанному с ГЛАССОМ и ХОДЖСОНОМ. Целью вредительства была подготовка концессионной базы для б. владельцев.
2) Гомзинская организация, в лице ХРЕННИКОВА, на периоде 1921-25 г. входила в к.-р. организацию, существовавшую в Главметалле и его Техническом Совете в составе инж[енеров] ГАРТВАНА, БЕЛОНОЖКИНА, ЖДАНОВА, СВИЦЫНА, ТАУБЕ и друг[их], чем устанавливалось единство действий и для других (не Гомзинских) ветвей организации.
3) В 1925 году ХРЕННИКОВ, уже состоя Председ[ателем] Метплана и членом Правления Главметалла, возглавил и окончательно оформил к-р. организацию, охватившую все отрасли деятельности Главметалла, распределив для каждого роли по руководству всеми ветвями к.-р. организации в металлопромышленности Юга, Урала, Москвы и Ленинграда (см. его схему).
С этого времени вся последующая вредительская деятельность организации сводилась по показаниям БЕЛОНОЖКИН А к созданию металического голода в стране, к срыву индустриализации, соответственно этому проводилось вредительство в подпольных ветвях организации (Гомзы, Югосталь, ЮРТ, Гипромез и т. д.).
4) Организация действовала по директивам Торгпрома, с членами которого как отдельные члены организации (ЖДАНОВ, БЕЛОНОЖКИН, СВИЦЫН и др.), так и ХРЕННИКОВ были связаны лично. Кроме того, сам ХРЕННИКОВ был связан с агентами английской разведки.
5) Организация имела связь с к.-р. организациями в НКПСе, Горнорудной промышленности и цветной металлургии.
Для иллюстрации изложенного, прилагаем копии собственноручно составленной ХРЕННИКОВЫМ схемы организации, а также копии протоколов допроса ХРЕННИКОВА, БЕЛОНОЖКИНА, НЕЙМАЙЕРА.
ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОГПУ Г. Ягода
НАЧ. ЭКОНОМУПРа ОГПУ Г. Прокофьев
Д. 353. Л. 2-2 об. Машинописный подлинник на бланке ОГПУ при СНК СССР, подписи - автографы. В угловой штамп бланка (Л. 2) вписаны от руки дата и номер документа (№ 44081); гриф секретности - машинописью вверху справа. На Л. 2 на полях слева рукописная помета: «Всем членам ЦК (и кандидатам) и президиуму (и кандидатам) ЦКК. Ст[алин]». Вверху Л. 2 - штампы делопроизводства Секретариата ЦК В КП (б) с данными о количестве размноженных (160) экземпляров документа (с приложениями), датой рассылки «11 —XI 1929 г.» и номером сопроводительного письма «№ 16691/с».
В деле (Л. 1) имеется машинописная копия того времени сопроводительного письма о рассылке записки Г. Г. Ягоды и Г. Е. Прокофьева членам и кандидатам ЦК и Президиума ЦКК В КП (б) за подписью помощника Секретаря ЦК (фамилия отсутствует): «По поручению тов. Сталина посылается Вам для сведения записка т. Ягоды от 6.XI. с. г. за № 44081 с приложением материала о вредительстве в металлопромышленности. Просьба, ввиду особой конспиративности, ознакомиться с материалом только лично и вернуть на мое имя. ПРИЛОЖЕНИЕ: экз. № на 26 листах». (Гриф «СТРОГО СЕКРЕТНО», номер документа «№ 16691/с», дата «11 ноября 1929 г.» машинописью).