Заявление бывшей буфетчицы Смольного А.А. Большаковой в КПК при ЦК КПСС. 25 октября 1966 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1966.10.25
Период: 
1966
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д.71. Л. 89—94. Подлинник. Рукопись

25 октября 1966 г.

От члена КПСС с 1925 года, п/б № 00568153. Большаковой Антонины Александровны, проживающей: г. Ленинград, Нарвский проспект, дом 15, кв. 129

По существу заданных мне вопросов сообщаю следующее. В Ленинградском обкоме партии я работала буфетчицей с 1933 по 1935 год. Об обстоятельствах убийства тов. Кирова мне вспоминается то, что я в этот день была на работе. Со мной вместе работала и буфетчица Потемкина Мария. Буфет располагается на 3 этаже, рядом с кабинетом тов. Кирова. От коридора (малого) буфет отделялся стеклянной дверью, ключ от которой имелся у многих из секретной части, и они пользовались лестницей, чтобы попасть в столовую и т.д. Во второй половине дня 1 декабря 1934 года я услышала стук и подумала, что это упала пишущая машинка, которую возили во дворец Урицкого, где в этот день должно было состояться собрание. Однако находившиеся в буфете мужчины Позерн, Угаров и секретарь райкома Освенский, в частности Угаров, сказали, что слышны были выстрелы. Я сразу же первой бросилась к двери, а мужчины за мной. В коридоре я увидела двух лежавших на полу мужчин, и тут же из соседних кабинетов (от Чудова, у которого якобы было какое-то совещание, из секретной части) выбежали люди. С.М. Кирова подняли и занесли в его кабинет, а убийцу повели охранники. Я сняла (с помощью других) обувь и положила к ногам С.М. Кирова грелку, потом появились врачи, но было уже бесполезно, он сразу как-то весь посинел.

После случившегося было много людей. Вспоминаю, что среди них был Медведь, начальник областного управления НКВД. Видела ли я в это время Борисова, который охранял Кирова, а также столяра Васильева, которого я помню хорошо, сейчас уже не помню. Не помню также, был ли тогда там, в коридоре, где произошло убийство, монтер Платоч, которого я также хорошо знала.

На следующий день в Ленинград приехали Сталин, Ворошилов, Жданов. Может быть, и Молотов, но точно не помню. Мы готовили для них пищу и подавали ее. Я помню, что к ним вызывался Николаев, убивший Кирова, и мы ходили еще на него посмотреть (маленького роста, с шевелюрой на голове, производил отвратительное впечатление). Когда мы видели его перед вызовом к Сталину, он сидел и молча курил. Мне известно, что к Сталину вызвали одну женщину. Я ее водила (по просьбе Ягоды) в туалет. Это была молодая красивая женщина. Она в туалете сказала мне, что ее привезли сюда из психиатрической больницы, хотя она считает себя здоровой. В больницу ее поместили после того, как она сообщила Струппе об угрожавшей С.М. Кирову опасности. Большего она сказать не успела, так как я открыла дверь и Ягода ее забрал и увел.

Как я уже поясняла, С.М. Киров был убит в малом коридоре недалеко от своего кабинета. Малый коридор от лестничной площадки был отделен стеклянной перегородкой, и дверь всегда закрывалась на французский замок. С лестничной площадки можно было попасть на лестницу, чтобы спуститься вниз на II и на I этаж в столовую, к нам в буфет и в кабинет С.М. Кирова (комната для отдыха). Ключ от комнаты С.М. Кирова был только у меня, и у второй буфетчицы был ключ от буфета. Спуск по лестнице прикрывался хорошей капитальной дверью, ключ от которой был у меня и в секретной части. Дверь на лестницу всегда была закрыта. Вход на лифт был через наш буфет. В момент убийства, когда после выстрелов я выбежала из буфета, то стеклянная дверь в малый коридор, как я припоминаю, была закрыта. Я отодвинула — оттянула защелку английского замка и открыла дверь, для того, чтобы попасть, точнее, открыть эту дверь с малого коридора, надо было иметь ключ. В каком положении была дверь на лестницу, я не помню, но думаю, что эта дверь и дверь в комнату С.М. Кирова были закрыты. Никаких посторонних лиц в буфете на лестничной площадке я тогда не видела. Буквально перед выстрелами в буфет зашел Угаров, причем пришел он из своего кабинета (с малого коридора). Меня сейчас ознакомили с показаниями, которые я давала в связи с убийством С.М. Кирова в 1934 г. Должна сказать, что все записано правильно, но видела ли я тогда Васильева и Борисова, я сейчас не помню. Должна сказать, что С.М. Киров никогда лифтом и этим особым подъездом не пользовался, хотя его просили об этом (слышала от Пухова — управделами). Не пользовался и отдельным туалетом, а ходил в общий. Особым подъездом пользовался Чудов, других не помню. Борисова я знала. Это был пожилой и болезненный человек.

А.А. Большакова