Заявление бывшей работницы Ленинградского горкома ВКП(б) В.Р. Филипповой в КПК при ЦК КПСС. 24 октября 1966 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1966.10.24
Период: 
1966
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 71. Л. 78—80. Подлинник. Рукопись

24 октября 1966 г.

От члена КПСС с 1928 г. № 03912210 Филипповой В.Р.

Работая в Лен. Горкоме партии с 1932 по 1939 г., выполняла различные обязанности. С IV-1932 по 1934 г. Зав. столом докладчиков и инструктором Агитмассового отдела.

С 1.1935 по 38 г. секретарем Отдела культуры. С 1928 по 1939 г. пом. Зав. Отделом Культ. Просвет. Работы — инструктором отдела кадров.

Работая в 1934 году в Горкоме, на наш отдел возлагалась обязанность обеспечения всеми массовыми мероприятиями все организации города, а также проведения городских активов.

Так, в 1934 году 1 декабря должен был бы состояться актив города и области по вопросу по итогам Ноябрьского пленума ЦК партии по вопросу «Об отмене карточной системы».

Событие в истории Советской власти знаменательное, настроение у всех было приподнятое. Все стремились попасть на актив и послушать любимца — Мироныча.

Члены партии, которые в районах не получили билеты, всячески пытались получить в Смольном, обращалось ко мне много людей и секретарей организаций. Несмотря на мои объяснения и других руководителей, что все билеты выданы организациям в районы — они не уходили 1/XII.34 г. из Смольного до вечера.

Я непосредственно по этому вопросу подчинялась Секретарю Горкома т. Угарову А.И. и больше никому. Звонков и требований было много. В резерве Угаров велел оставить несколько билетов, что и было сделано (я их хранила).

Вызвал меня Угаров к себе так около 16 часов, поскольку при всех присутствующих в комнате я не могла спокойно подсчитать билеты, я вышла из комнаты и пошла в кабинет Родионова (Зав. отделом), он был свободный, но вслед за мной смело врывается незнакомый мне человек, он был один. Я запомнила в поддевке овчинной, и требовал выдать ему билет на актив. Я ему отказала и категорически потребовала выйти из комнаты и захлопнула дверь на замок. Сама стала проверять, что же получается у меня по разверстке, и торопилась к секретарю. Прошло какое-то время.

Как раздался зловещий выстрел, я побежала, как и многие другие, к месту происшествия. Это случилось у кабинета т. Чудова, охранявший человек С.М. намного отстал от него и дал ему пойти за угол, Николаев воспользовался этим и шел, надо понимать, сзади Сергея Мироновича и выстрельнул в упор в затылок Сергею Мироновичу и свалил наповал такого богатыря, когда я и другие товарищи успели подбежать, Сергей Миронович лежал, кровь так текла по шее, он тяжело дышал, Цуканов сказал, хорошо бы кислородную подушку, я не потеряла самообладания (мы женщины всегда в слезы и истерики), молниеносно побежала вниз по той лестнице, где должен бы был подниматься С.М. и могло бы этого не случиться.

Пока несла подушку, Сергея Мироновича из коридора перенесли в кабинет Чудова, и лежал он на столе. Из Свердловки приехали врачи, и прибыл вскоре Медведь (Нач-к НКВД).

Т. Чудов разговаривал по телефону с И.В. Сталиным. Тот в телефон громко говорил: «Все меры принять, чтобы спасти С.М.»

Чудов — это великан, крупной комплекции человек, здоровый, сильный, не мог с собой совладать, рыдал как ребенок, который теряет родного отца, Сергей Миронович был не только учителем, но и отцом.

Выйдя из кабинета Чудова, я зашла к Цыганову, там было несколько охранников, в углу забившийся, уткнувшийся головой в поддевку убийца, я его только приметила по одежке, а на лицо не запомнила. Что он тоже, как и другие, требовал пропуск на актив.

И когда Цыганов попытался, чтобы посмотреть его в лицо, он не давался, сопротивлялся и закрывал лицо руками и одеждой.

Потом работники НКВД убийцу увели. Начали наводить справки о Николаеве, если мне память не изменяет, то так говорили, что он работал в системе Нархозучета, а последнее время не работал, что ему обещали, но не давали работу.

Утром 2/XII-34 г. иду по коридору с общего хода. Смотрю, идет много народу. Я встала к стенке и стояла как вкопанная. Шел в середине первым И.В. Сталин, Ворошилов К.Е., Жданов А.А. и многие другие. Прошли они в кабинет т. Чудова.

Когда я раздавала билеты, то никаких условий не было создано в работе для предостережения (в смысле охраны), потом проверяющих хоть отбавляй, хорошо, что все было в порядке.

Филиппова В.Р.

г. Ленинград, пр. Гааза, 52, кв. 23.