Заявление бывшего заместителя начальника УНКВД по Ленинградской области Ф.Т. Фомина председателю КПК при ЦК КПСС Н.М. Швернику. 27 ноября 1960 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1960.11.27
Период: 
1960
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 21. Л. 140— 140об. Подлинник

27 ноября 1960 г.

Председателю КПК при ЦК КПСС
тов. ШВЕРНИКУ Н.М.

Лично

В дополнение к посланному мной письму от 26 марта 1956 года на имя секретаря ЦК КПСС тов. Суслова М.А. по вопросу, что мне известно об убийстве С.М. Кирова, считаю необходимым дополнить Вам следующее.

После привоза мною из Смольного убийцы С.М. Кирова Николаева Леонида 1 декабря 1934 года мною из документов, обнаруженных в его карманах и портфеле о проживании его родственников в Ленинграде — жены, матери, брата и сестры и мужа ее, я немедленно подписал ордера на арест и обыск всех родственников Николаева.

При доставке арестованных родственников Николаева Леонида в УНКВД Ленинграда ко мне в кабинет пришел Зам. Начальника ООНКВД ЛВО Янишевский Д.Ю. (член КПСС с 1917 г.) с вещественными доказательствами, и я с ним начал просматривать их. Во время просмотра нами обнаружено, кроме всяких документов и писем, были два завещательных письма Николаева к жене и матери, и при каждом письме было найдено под столом, где-то в закрытом месте, по 5.000 рублей, всего (10.000 руб.) десять тысяч рублей. В этих письмах Николаева, насколько я помню, было написано жене и матери завещание, чтобы они выращивали и воспитывали его детей, так как его скоро в живых не будет... Эти письма и деньги десять тысяч рублей вложены были в портфель Николаева.

2.  В портфеле убийцы С.М. Кирова — Николаева мы изъяли мишень на белой бумаге с большим черным яблоком. Яблоко имело большое количество прострелов пулями калибра пистолета — револьвера. Из этого мы заключили, что Николаев заблаговременно, до свершения убийства С.М. Кирова, кем-то и где-то обучился стрельбе из нагана.

3. В портфеле Николаева мы изъяли, в размере письменного листа на утолщенной бумаге, схему, начерченную красным карандашом с изображением двух маршрутов движения С.М. Кирова — первый от главного подъезда Смольного до квартиры его и второй маршрут — с отдельного входа (с левой стороны Смольного) С.М. Кирова до квартиры. Схема начерчена рукой грамотного человека. Когда мы сличали схему с почерком написанных писем рукой Николаева, то почерк руки Николаева отличался от руки чертившего эту схему.

После просмотра всех поименованных вещественных доказательств Николаева Леонида и его родственников мы все вместе с деньгами сложили в разрезанный с верхней стороны портфель, привезенный мною вместе с убийцей С.М. Кирова — Николаева из Смольного.

На второй день убийства С.М. Кирова, утром 2 декабря 1934 г., в Ленинград прибыли Правительственный поезд с Комиссией ЦК во главе со И.В. Сталиным и другими членами Политбюро ЦК партии в сопровождении: Ягоды, Агранова, Паукера, Миронова и других 20—30 сотрудников НКВД и более 100 человек охраны, слушателей Высшей пограничной школы НКВД Москвы. Как только Агранов, заместитель Ягоды, вышел из вагона, то подошел ко мне и сказал, что ему Сталиным поручено вести следствие по делу убийства С.М. Кирова и Вы, т. Фомин, поедете со мной и Мироновым в Управление НКВД, где и передадите мне Николаева и других, арестованных Вами по его делу, со всеми вещественными доказательствами. Как только приехали мы в УНКВД, в присутствии Зам. начальника ООНКВД Янишевского Д.Ю. передал [Агр]анову Я.С. Николаева Леонида, жену, его мать, его сестру его с [мужем] и 8 человек арестованных ночью, ранее освобожденных по делу [Волковой] со всеми вещественными доказательствами и 10 тысяч рублей.

С того времени, с утра 2 декабря 1934 г., следствие по делу убийцы С.М. Кирова начал вести Агранов Я.С. со своими работниками НКВД Москвы.

Член КПСС с 1917 г., партбилет № 07224139. Фомин Федор Тимофеевич

Г. Ленинград, М-105,
ул. Севастьянова, д. 4, кв. 73.