Из дневника полномочного представителя СССР в Латвии С.И. Бродовского о латвийском консуле в Ленинграде. 8 января 1935 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.01.08
Период: 
1935
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф.6. Оп. 13. Д. 14. Л. 54—55. Заверенная копия

8 января 1935 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

СССР
ПОЛПРЕДСТВО В ЛАТВИИ
№ 1/с

Дневник
ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ЛАТВИИ
тов. БРОДОВСКОГО

4 января. Я посетил Мунтерса и заявил ему, что считаем двинские торжества антисоветской демонстрацией, совершенно лишней в нынешний период борьбы за мир. Мунтерс пытался объяснить невинный характер торжества, это мол чисто армейский праздник. Министра иностранных дел там не было и т.п. Я ответил указанием на присутствие других министров и заместителя министра-президента. Это торжество имеет тем более одиозный характер, что события 1919 года изображаются как освобождение от нашего нашествия на Латвию. Между тем бои под Двинском были с нашей стороны защитой против польского нашествия. Война с поляками велась по ихней исключительно инициативе, несмотря на наши многочисленные мирные предложения. В конце я заявил, что эти торжества крайне обременяют баланс наших взаимоотношений. Я поднялся, чтобы уйти. Мунтерс задержал меня, заявив, что и у них есть претензии по поводу дела, которое обременяет баланс в другом направлении.

Он имеет в виду дело Биссенека. Мунтерс утверждал, что Биссенек никогда в жизни не видел Николаева. Особенно тяжело латыши воспринимают факт высылки Биссенека в течение 48 часов. Я выразил удивление по поводу заявления Мунтерса. Вина Биссенека установлена неопровержимо нашим судом. Понятно, что Биссенек отрицает. В таких случаях всегда отрицают, и решает страна пребывания консула или дипломата. Ведь нет арбитров, которые бы это перерешали. Срок 48 часов всегда практикуется в таких случаях. Мы вообще во всем этом деле проявили максимум корректности, не публикуя, кто является консулом, замешанным в деле Николаева.

Перед уходом я обратил его внимание на невозможную волокиту в переговорах о валютных вопросах. Мунтерс удивился, что эти переговоры еще не закончены, и позвонил при мне Фрейманису. Оказалось, что Фрейманис почему-то ожидал возвращения тов. Морштына...

Полпред СССР в Латвии С.И. Бродовский

Верно:                         Ю. Алимов

Справка: «Копия снята с документа, хранящегося в фонде № 05, опись № 15, папка 92, дело 60, л.л. 14—15»

Пометы: «Вх. 795»; «№ 623 м/иу»; «3-ЮА/нф».