Протокол допроса оперативного комиссара УГБ УНКВД СССР по Ленинградской области К.М. Паузера о задержании Л.В. Николаева в октябре 1934 г. 5 декабря 1934 г.
5 декабря 1934 г.
ПАУЗЕР Карл Михайлович, 1891 года рождения, гор. Либава, отец рабочий, латыш, подданство СССР, проживающий под Ленинградом, станция Лахта, Бабилский проспект, дом № 6, в органах Наркомвнудел с 1919 г., работающего оперативным комиссаром УГБ УНКВД по Ленинградской области, беспартийный, в Красной Армии с 1918 по 1919 г., у белых не служил, под судом и следствием не был.
ВОПРОС: Что входит в круг Ваших обязанностей по оперативному отделу УГБ?
ОТВЕТ: В мои обязанности входит охрана членов Правительства. С начала 1932 года я нес наружную охрану тов. Кирова.
ВОПРОС: Были ли такие случаи, что во время сопровождения Вами т. Кирова кто-либо подозрительный был Вами задержан, как следовавший за тов. Кировым?
ОТВЕТ: Да, такие случаи были.
ВОПРОС: Расскажите об этих случаях задержания более подробно.
ОТВЕТ: Особенно хорошо мне запомнился последний случай, когда мною было задержано подозрительное лицо, следовавшее за тов. Кировым от Смольного до улицы Войнова, где я и задержал указанного гражданина.
ВОПРОС: Что вызвало Ваше подозрение и побудило Вас задержать этого гражданина?
ОТВЕТ: Это происходило примерно в средних числах октября с.г. часов в 5-6 дня, я хорошо помню, что это было под вечер, тов. Киров один вышел из Смольного и направился пешком по Тверской по направлению к улице Войнова. Я обратил внимание, что вслед за тов. Кировым шел какой-то неизвестный гражданин, который наблюдал за тов. Кировым. Особенно меня поразило то обстоятельство, что неизвестный гражданин не только наблюдал за тов. Кировым, но и оглядывался кругом, как бы выискивая, кто, кроме него, наблюдает за тов. Кировым.
Вспоминаю и прошу внести поправку. Тов. Киров шел не один, а совместно с тов. Чудовым.
ВОПРОС: Обратили ли Вы один внимание на подозрительное поведение неизвестного гражданина или это было замечено еще кем-либо из сотрудников Оперода?
ОТВЕТ: Это было также замечено сотрудниками Пиотровским, Борисовым и еще кем-то из сопровождавших сотрудников. Кто это был, я сейчас не помню.
ВОПРОС: Что дает Вам основание говорить, что подозрительное поведение неизвестного гражданина обратило на себя внимание и остальных сотрудников?
ОТВЕТ: Я знаю, что Пиотровский и Борисов также обратили внимание на неизвестного гражданина потому, что, заметив этого гражданина, я кивком и взглядом обратил внимание Пиотровского и Борисова на этого неизвестного. Я хорошо помню, что Пиотровский и Борисов заметили мой кивок и взгляд и также взяли под наблюдение указанного неизвестного.
ВОПРОС: Вы ранее показали, что этот гражданин был Вами задержан. Расскажите как долго этот гражданин наблюдал за тов. Кировым, на каком расстоянии он держался, где, как и кем он был задержан?
ОТВЕТ: Этот неизвестный шел за тт. Кировым и Чудовым минут 35—40. Он прошел вслед за тт. Кировым и Чудовым от Смольного по Тверской, по улице Войнова до проспекта Володарского. Этот неизвестный шел за тт. Кировым и Чудовым на расстоянии 15-20 шагов. Это было в тех случаях, когда он шел вслед за тт. Кировым и Чудовым по одной и той же стороне. Бывали случаи, что неизвестный переходил на другую сторону улицы. Тогда он держался на одном уровне с тт. Кировым и Чудовым.
Неизвестный был задержан по моей инициативе на углу улицы Войнова и проспекта Володарского. Задержание его было мной организовано следующим образом: когда мы подошли к зданию НКВД, я сказал Пиотровскому, чтобы он тщательно наблюдал за неизвестным до того времени, пока я не вернусь с оперативным комиссаром и мы задержим этого неизвестного. После этого я побежал в отдел и сообщил старшему комиссару Оперода тов. Грюнвальду, чтобы он выслал комиссара для задержания неизвестного. Тов. Грюнвальд послал со мной комиссара тов. Петровского. Выбежав обратно, я настиг неизвестного на углу улицы Войнова и пр. Володарского, где я его и задержал. Петровский мне в задержании неизвестного не помог, т.к., выбежав позже меня на улицу, он меня не заметил и промчался мимо.
ВОПРОС: Кому Вы сдали неизвестного?
ОТВЕТ: Неизвестного я сдал старшему оперативному комиссару тов. Грюнвальду.
ВОПРОС: Попросил ли у Вас тов. Грюнвальд подробное объяснение о причине задержания неизвестного?
ОТВЕТ: Да, попросил. Я объяснил тов. Грюнвальду причину задержания, рассказав о том, как себя вел неизвестный, наблюдая за тт. Кировым и Чудовым.
ВОПРОС: Потребовал ли у Вас кто-либо потом или сейчас же на месте письменного рапорта о причинах задержания?
ОТВЕТ: Нет, не потребовал.
ВОПРОС: Что произошло далее с задержанным?
ОТВЕТ: Не знаю, т.к. сейчас же ушел далее на пост.
ВОПРОС: Вызывал ли Вас потом кто-либо из руководящих работников отделения или отдела -и спрашивал ли Вас об обстоятельствах задержания неизвестного?
ОТВЕТ: Нет, меня никто не вызывал.
ВОПРОС: Известна ли Вам фамилия лица, кто был Вами задержан?
ОТВЕТ: Нет, мне фамилия задержанного неизвестна.
ВОПРОС: Как выглядел неизвестный?
ОТВЕТ: Приметы неизвестного: ниже среднего роста, темные волосы, лицо бритое, слегка обросшее, телосложение хрупкое, лет около 30-ти.
ВОПРОС: В чем был одет неизвестный?
ОТВЕТ: Одет он был в темное демисезонное пальто, брюки навыпуск, ботинки, на голове кепка.
ВОПРОС: Было ли что-либо при неизвестном?
ОТВЕТ: Неизвестный имел при себе портфель.
ВОПРОС: Вы точно помните, что неизвестный имел при себе портфель?
ОТВЕТ: Да, я это точно помню.
ВОПРОС: Какого цвета был портфель?
ОТВЕТ: Черного цвета.
ВОПРОС: Признаете ли Вы изображенного на предъявленной Вам фотокарточке то лицо, которое было Вами задержано?
ОТВЕТ: Да, признаю.
ВОПРОС: Спрашивали ли Вы потом у комиссара тов. Грюнвальда или у кого-либо другого о судьбе задержанного Вами лица?
ОТВЕТ: Нет, я не спрашивал.
ВОПРОС: Вы в течение длительного времени наблюдали за подозрительным поведением неизвестного, который шел за тт. Кировым и Чудовым. По Вашей инициативе это лицо было задержано. Вы сейчас же после того, как сдали арестованного, ушли обратно, т.к. Вам нужно было спешить на пост. Но остается непонятным, почему Вы не поинтересовались судьбой задержанного Вами лица, тем более, что только Вы могли сообщить следствию подробные данные о подозрительном поведении этого неизвестного.
ОТВЕТ: Меня никто более об этом не спрашивал и поэтому я никому ничего не говорил.
ВОПРОС: Не находите ли Вы, что подобная незаинтересованность в тех оперативных действиях, которые Вами же были проведены, является преступной и нетерпимой для чекиста?
ОТВЕТ: Да, я с таким определением вполне согласен.
ВОПРОС: Были ли Вы проинструктированы Вашим руководством, что после всяких происшествий на Ваших дежурствах Вы должны были об этом сообщать письменным рапортом?
ОТВЕТ: Нет, не был.
Паузерн
Допросили:
Зам. нач. ОО ГУГБ НКВД СССР — Сосновский
Нач. 3-го отд. ЭКО ГУГБ НКВД СССР — Чертой
Верно: Климов
Справка: «Архивно-следственное дело № 213635 по обвинению Медведя Ф.Д., т. 1, л.д. 83—87».