Из протокола допроса бывшего заместителя Наркома внутренних дел СССР Я.С. Агранова. 9 ноября 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.11.09
Период: 
1937
Метки: 
Источник: 
Эхо выстрела в Смольном. История расследования убийства С.М. Кирова по документам ЦК КПСС
Архив: 
РГАНИ. Ф. 6. Оп. 13. Д. 102. Л. 9—11. Заверенная копия

9 ноября 1937 г.

BОПРОС: Знали ли вы о подготовке троцкистско-зиновьевским центром убийства С.М. Кирова?

ОТВЕТ: Нет, не знал.

BОПРОС: Разве в результате следствия по делу ленинградского террористического зиновьевского центра вам не было ясно, что и троцкисты были участниками убийства С.М. Кирова?

ОТВЕТ: Конечно, поскольку мне было известно о созданном троцкистско- зиновьевском блоке, мне с самого начала следствия было ясно, что в подготовке и убийстве С.М. Кирова участвовали и троцкисты.

BОПРОС: Были ли вами приняты какие-либо меры к разоблачению роли троцкистов в деле убийства С.М. Кирова? Приняли ли вы какие-либо меры к розыску и аресту троцкистов-террористов и ограждению руководства ВКП(б) и правительства от грозившей им опасности?

ОТВЕТ: Нет, никаких мер в этом отношении я не принял и как троцкист не был в этом заинтересован. Я видел, что следствие по делам троцкистов, которое вел начальник СПО НКВД Молчанов в связи с убийством С.М. Кирова, проведено поверхностно и ничего не вскрыло. Однако никаких мер к пересмотру следственного материала я не принял, прикрыв тем самым участие троцкистов в террористической борьбе против ВКП(б) и советской власти.

BОПРОС: Что вам известно о подлинных причинах смерти охранявшего С.М. Кирова комиссара Борисова, погибшего на следующий день после убийства С.М. Кирова?

ОТВЕТ: Борисов, охранявший С.М. Кирова, погиб в то утро, когда Ягода, я — Агранов и группа работников НКВД приехали в Ленинград. Это было 2 декабря 1934 г. Когда я с вокзала заехал в помещение ПП ОГПУ в Ленинграде, Борисов в то время был уже мертв. До своего приезда в Ленинград я ничего не знал о Борисове, не знал даже о такой фамилии, не знал, кто охраняет С.М. Кирова. В первой половине декабря 1934 года при моем приезде из Ленинграда в Москву по делу Ягода мне сказал, что, по его сведениям, Борисов погиб не при автомобильной катастрофе, а убит работниками оперода УНКВД в Ленинграде. Ягода сказал, что автомобильная катастрофа была лишь инсценировкой, что, по его сведениям, к этому убийству причастен начальник оперода Губин и работники, бывшие в машине. На мой вопрос о причине убийства Борисова Ягода ответил, что Борисов был причастен к организации покушения на С.М. Кирова, вследствие чего оставил свой пост в момент нападения Николаева на С.М. Кирова. Ягода сказал, что группа ленинградских чекистов опасалась, что вызванный в Смольный на допрос Борисов может выдать их как участников покушения. О деталях убийства Борисова Ягода мне ничего не сказал. Я спросил Ягоду, связана ли была эта группа чекистов с ленинградским террористическим зиновьевским центром, через кого именно и как эта связь осуществлялась. Ягода ответил мне, что прибавить что-либо к тому, что он мне сказал, он ничего не может. Он сказал мне, что вскрытие сейчас подлинных причин гибели Борисова привело бы к разгрому всего ОГПУ в целом и предложил мне не раскапывать этого дела и не мешать Миронову и Чертоку, ведущим следствие по этому делу. Ягода потребовал от меня исполнения его указания. Я обещал ему его указания выполнить.

BОПРОС: Это преступное указание Ягоды вы выполнили?

ОТВЕТ: При следствии по делу убийства Борисова я дал возможность Миронову и Чертоку так повести дело, что участники убийства Борисова шофер Виноградов, сотрудники оперода Кузин, Малий и Хвиюзов были реабилитированы и роль Губина, а также, возможно, и других чекистов в организации убийства С.М. Кирова не была выявлена. Я, таким образом, сокрыл сокрыл опаснейших государственных преступников и стал соучастником этого преступления.

ВОПРОС: Говорили ли вы еще с Ягодой по этому вопросу?

ОТВЕТ: По приезде из Ленинграда в Москву в январе месяце 1935 г. я вновь попросил Ягоду рассказать мне более подробно обо всем, что связано с убийством Борисова. Но Ягода ответил, что больше он ничего не знает и что об этом надо забыть.

Справка: «Протокол находится в архивно-следственном деле № 957826 по обвинению Я.С. Агранова. Т. I. Л. 33—35».

Пометы: «1.1 экз.»11 III IV, «Дело № 20322».