Докладная записка начальника УНКВД СССР по Ленинградской области Ф.Д. Медведя о ходе следствия по делу об убийстве Кирова, переданная телеграммой из Ленинграда Наркому внутренних дел СССР Г.Г. Ягоде В Москву
HP 1479
2 декабря 1934 г.
5 час. 40 мин.
Копия: т. Прокофьеву
Дополнительно сообщаю: в числе документов, обнаруженных на квартире Николаева, имеется «Завещание» и ряд записей Николаева. В числе записок имеются такие:
«Свое политзавещание я написал месяц тому назад. Оно целиком оправдывается, больше исхода нет — звонил Свешникову — Киров не принимает» (2/XI).
«Если не 15 октября и не 5 ноября я не мог сделать этого ... то теперь готов. Иду на расстрел. Пустяки — только сказать легко» (9 ноября).
«Сегодня, как и 5 ноября, опоздал. Не вышло. У нас больно здорово его окружили (на вокзале с Красной стрелой 14 ноября)».
«Я сознаю, насколько серьезное положение. Я знаю, что если я нанесу удар, получу 10, 100 и более ударов. Удар должен быть нанесен без промаху. Тяжело бронь пробить через 20 телохранителей. Надо взять перевес, и все же успех будет неожиданный...».
«Осталось считать дни, недалек последний час...». «Чем я остался верен партии и отечеству (знак вопроса), тем, что я не порвал с партией, а встал на к/p путь. Мне предлагали большие суммы денег за мои документы, но я ни на что не пошел. Последние свои письма — завещание я бы мог перевести на трех языках, но от этого отказался».
«Сегодня Чудов выехал на новой машине и уехал в ОГПУ, затем мне помешали, и я убрал след ... 1000 поколений пройдет, но идея коммунизма не будет воплощена в жизни...».
«С какой силой я защищал все новое, с такой же нападаю...».
В отобранной у Николаева записной книжке в числе многочисленных адресов имеется такая запись: «Герм. Тел. 169-82 ул. Герцена, 43 (это действительный адрес Герм. консульства) и Латв. 5-50-63. Это телефон Латвийского консульства.
НАЧ. УПР. НКВД МЕДВЕДЬ
Справка: «Подлинник хранится в УАО КГБ при СМ СССР, Фонд секретного делопроизводства № 3, Опись 1, порядок 711, стр. 21».