Докладная записка заместителя наркома внутренних дел УССР А. 3. Кобулова наркому внутренних дел СССР Л. П. Берии о ходе выполнения постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1938.12.25
Период: 
1938
Источник: 
Через трупы врага, на благо народа. «Кулацкая операция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.
Архив: 
ГА РФ. Ф. 8131. On. 37. Д. 139. Л. 83-87. Оригинал. Машинописный документ

Конец декабря 1938 г.

Совершенно секретно

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1 РАНГА тов. БЕРИЯ Л. П.

Во исполнение приказа НКВД СССР № 00762 от 26/ХП-1938 года, для работы по оформлению и дальнейшему направлению находящихся в производстве следственных дел в суды и на Особое совещание НКВД СССР, с точным соблюдением соответствующих статей постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17/ХІ—1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведение следствия», в Особом отделе КОВО создана временно следственная группа из квалифицированных оперативных работников.

В этой работе принимают участие и работники военной прокуратуры Округа, в частности, Зам. Военного Прокурора КОВО военный юрист 1 ранга т. ХАГИ и военный прокурор ПО и ВО НКВД по Одесской области военный юрист 3 ранга т. БРАЦЛАВСКИЙ. Последние просматривают следственные дела, передопрашивают отдельных арестованных и дают по делам свои заключения.

Практика работы т. т. ХАГИ и БРАЦЛАВСКОГО показывает, что они или не поняли, или извращают постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17/ХІ-1938 года. Во всяком случае они не помогают быстрее и объективнее разобраться с имеющимися в производстве следственными делами, а, наоборот, вносят в эту работу путаницу, тормозят ее и деморализуют следственный аппарат.

т. т. ХАГИ и БРАЦЛАВСКИМ вся работа органов НКВД по следствию берется под сомнение, культивируется мнение, что большинство арестованных дали показания вымышленные, под влиянием физических методов воздействия.

т. т. ХАГИ и БРАЦЛАВСКИЙ при передопросе арестованных в первую очередь стараются добиться, что показания этот арестованный дал в результате того, что его били и эти показания немедленно со всеми подробностями записываются в протокол.

Причем при получении этих показаний применяют не совсем добросовестные методы, лишь бы скомпрометировать оперативного работника УГБ.

Работников следственной части провоцируют на то, чтобы последние рассказывали о применяемых ими методах воздействия при допросах.

В заключениях по делам даются хотя формально и правильные, но по существу для дела значения не имеющие поручения, на выполнение которых требуются месяцы, что ведет к бесцельному затягиванию с окончанием следственных дел.

Привожу несколько характерных фактов из практики работы военных прокуроров т. т. ХАГИ и БРАЦЛАВСКОГО.

1. 15 декабря с. г. прокурор т. ХАГИ при допросе арестованного ГЛАСС, обвиняемого по ст. 54-1 п. «б» УК УССР, задал вопрос — «что вас побудило дать показания о шпионской деятельности». Чем по существу спровоцировал арестованного отказаться от показаний

[...].

7. Военный Прокурор КОВО т. НОСОВ заявляет, что работники НКВД, избивавшие арестованных, будут привлекаться к уголовной ответственности, как он заявил: «скоро роли изменятся, арестованные будут свидетелями, а свидетели обвиняемыми».

В отношении существовавшей ранее «практики» применения физических мер воздействия при допросах арестованных я полагаю, что следователей, считавших побои основным «методом» следствия и калечивших арестованных, на которых не имелось достаточных данных, изобличающих их в антисоветской деятельности, нужно сурово наказывать.

Но это не значит, что надо судить абсолютно всех работников НКВД, допускавших физические методы воздействия при допросах, учитывая, что эти «методы» следствия культивировались и поощрялись существовавшим на Украине вражеским руководством НКВД.

Больше того, в избиениях арестованных принимали участие и сами работники прокурорского надзора и, так сказать, «задавали тон» в этом деле работникам НКВД.

Тот же прокурор т. БРАЦЛАВСКИЙ, по заявлению нач. 6 Отдела УНКВД по Каменец-Подольской области т. СЕВЕРИНА, в 1937 г. на протяжении 2-х дней избивал арестованных СЫТНИКА и КАЧУРОВСКОГО, в результате чего они лежали в больнице.

Сообщая об этом, прошу Ваших указаний.

Зам. народного комиссара внутренних дел Украины

ст. лейтенант гос. безопасности    Кобулов