Выписка № 2-а из протокола допроса Яковлева (б. начальника строительства Челябинского электрометаллургического комбината). 10 февраля 1937 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.02.10
Метки: 
Архив: 
РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.47 Л. 136-137

ВЫПИСКА № 2-а ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА ЯКОВЛЕВА (б. НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОГО ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМБИНАТА) 10 ФЕВРАЛЯ 1937 ГОДА.

Вопрос: В чем заключалась ваша вредительская работа по канализации на площадке комбината?

Ответ: К моменту моего прихода на строительство комбината (1934 год) положение с канализацией на поселках и комбинате было следующим: по основному рабочему поселку были положены трубы, были также проложены стальные трубы по дну реки Миасс (так называемый дюкер) для того, чтобы все фекальные воды вывести на реку на поля орошения. Оставалось положить трубы примерно через 200 метров гранитного грунта, соединить канализацию поселка с дюкером и продолжить их до полей орошения. До произведения всех этих работ все сточные воды из поселка, больницы, кино, бани и т. д. поступали и поступают в настоящее время, в реку Миасс. Примерно также обстояло дело и с канализацией на производственных предприятиях: все трубы были проложены и выведены за электродный завод нужно было их продолжить до реки, уложить дюкер и вывести на другую сторону Миасса. Так как это не было сделано, а канализация за ферросплавным заводом разрушилась вследствие плохого качества работы, все фекальные воды выходили на поверхность и по канаве, огибая поселок кирпичного завода, поступали в реку Миасс.

Таким образом все фекальные воды из поселка и с предприятий поступали в реку, откуда бралась вода для нужд заводов и для рабочих поселков комбината и электростанции. Само собой разумеется, что эти воды загрязняли реку и вызывали эпидемии, о чем я дальше покажу.

Стоимость всей суммы оставшихся работ по канализации выражалась в 80 максимум 100.000 рублей. Само собой разумеется, что такую сумму, при общей стоимости комбината, 100 миллионов рублей легко можно было найти и всю работу закончить в один сезон.

Я этой работы не провел совершенно сознательно, ибо она привела бы, вместе с установлением водопровода, к полной ликвидации эпидемий и разрешению вопроса с питьевой водой.

Я должен показать, что эти вопросы в течение нескольких лет стояли в центре внимания всех общественных организаций и рабочего населения поселков, вызывая большое недовольство отсутствием заботы о нуждах и здоровье рабочих. Конечно, недовольство это было направлено не против меня — конкретного виновника, а против государства, которое «не заботится» о здоровье трудящихся. Как я уже ранее показывал возбуждение недовольства среди населения против руководства партии и страны входило составной частью в директиву центра правых о вредительстве. Моя вредительская работа в области канализации есть один из конкретных фактов осуществления этой директивы.»