Введение

Свобода совести, являясь неотъемлемым личным правом человека, включается в группу  важнейших прав и свобод, составляющих основу статуса гражданина, и находит признание в конституциях демократических стран. В таком правовом контексте она предстает как свобода мировоззренческого выбора относительно религиозного/нерелигиозного восприятия действительности. Различия в мировоззренческих позициях, проявляющиеся в ходе реализации свободы совести, влияют на общий социальный статус индивида или социальной группы, определяют один из срезов социальной дифференциации общества.

Регулирование социальных отношений в сфере реализации свободы совести является одним из направлений социальной политики современных государств. Поскольку реализация данной свободы осуществляется посредством правовых норм и институтов, свобода совести приобретает нормативно-правовое измерение и формулируется в нормативно-правовых документах как право на свободу совести.

Разделение общества на неверующих и верующих, а среди верующих – на адептов различных религиозных направлений имеет социально-исторический характер.  Дифференциация общества, многообразие социальных ролей и статусов, возможное рассогласование интересов взаимодействующих социальных субъектов зачастую приобретает реальные формы социальной нестабильности, устранение которой обусловливает необходимость регулятивного воздействия со стороны государства [52, с. 69–70; 160, с. 31–38].

История свидетельствует, что первичной формой (превратившейся в наше время в основу) государственного регулирования явилось законодательное оформление свободы совести и придание возможностям её реализации социально-правовой формы. Именно на этой нормативно-регулируемой базе строится взаимодействие социальных субъектов в сфере реализации свободы совести, представляющее объект целенаправленного воздействия государства в интересах обеспечения социальной стабильности.

Принимая во внимание, что  практика государственного регулирования в сфере реализации свободы совести насчитывает не одно столетие, тем не менее, нельзя считать все проблемы решенными. Декларативное признание права на свободу совести мировым демократическим сообществом в международных нормативно-правовых актах о правах человека не является гарантом его практической реализации в полном объёме (равенство всех религий, отсутствие дискриминации по религиозному/нерелигиозному признаку и т.д.). Ознакомление с регулятивной деятельностью различных стран в данной сфере показывает, что даже в условиях развитой демократии возможны отступления от демократических стандартов, выработанных мировым сообществом. В результате далеко не каждый гражданин Земли пользуется и, если пользуется, то не в равной степени индивидуальным правом на свободу совести.

Регулирование социальных отношений в сфере реализации свободы совести, как и любой иной вектор государственной регулятивной деятельности, носит двойственный, субъективно-объективный характер. С одной стороны, оно является направлением социальной политики, вырабатываемой государством, и в этом его субъективность. С другой стороны, содержание данного направления определяется природой конкретного объекта регулирования, и в этом его объективность. Без выявления данной природы невозможно создать адекватный механизм государственного регулирования в любой сфере социальных отношений, включая сферу реализации свободы совести.

В настоящее время в международных нормативно-правовых документах свобода совести рассматривается только в аспекте государственно регулируемого права. Указанные документы по своему усреднено-рекомендательному характеру не могут учитывать специфику мировоззренческой природы свободы совести, отражающую многовековой процесс её формирования под влиянием духовно-нравственных критериев, присущих каждому народу. Это обусловливает необходимость использования в государственном регулировании широкого спектра социально-управленческих механизмов, позволяющих нивелировать негативные последствия возможной социальной нестабильности при одновременной реализации права человека на свободу совести. К ним относятся социальные институты, которые служат необходимым дополнением к традиционно используемым нормативно-правовым регулятивам и формируют ценностные ориентиры индивидов. Поэтому социальные отношения в сфере реализации свободы совести могут быть отнесены не только к право-, но и  к социально регулируемым явлениям, что предполагает, наравне с правом, использование всего многообразия социальных регулятивов.

Таким образом, под сферой реализации свободы совести в государственно регулируемом социуме понимается сфера реализации демократического права на свободу совести. Управление в условиях трансформирующегося общества  предполагает разработку новых подходов и эффективных социально-управленческих механизмов. В этой связи целесообразным является изучение взаимодействия всех заинтересованных социальных субъектов – как индивидуальных, так и коллективных, – с целью адекватного воспроизведения функционирующих и развивающихся систем, обоснования методологической и социальной значимости принципов государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести, способствующих социальной стабильности и устойчивому развитию социума.

Выбор темы представленного исследования обусловлен процессами, происходящими в белорусском обществе в целом и в системе государственного регулирования социальных отношений в сфере  реализации свободы совести в частности.  В этой связи в предлагаемой работе исследуется ряд основополагающих теоретико-методологических вопросов (дисциплинарно-концептуальный статус свободы совести, содержание регулятивной деятельности государства в данной сфере), которые наряду с эмпирическими социологическими данными послужили исходной базой для обоснования системы государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести в Республике Беларусь.

В своем исследовании автор исходит из следующих принципов:

1. Государственное регулирование социальных отношений в сфере реализации свободы совести, являясь одним из направлений социальной политики государства, должно соответствовать её стратегическим целям.

2. Следовательно, при многовекторности социальной политики выбор конкретных инструментов и методов управления определяется не только природой  регулируемого социального явления, но и соответствующей системой социальных отношений.  В этой связи автором предпринимается попытка выявления адекватности поставленным целям существующей в настоящее время в Республике Беларусь системы государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести.

Регулятивная деятельность государства настоятельно требует использования социологической методологии в изучении общества, структурированного по религиозному признаку, в выявлении генезиса такой структуризации, её объективных и субъективных предпосылок, позитивных и возможных негативных социальных эффектов.

Социологическое обеспечение государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести всегда ориентировано на достижение определенного социального результата, что особенно актуально для Республики Беларусь: в белорусском обществе достаточно широко представлены нерелигиозная и религиозная сферы с поликонфессиональной структурой последней.

Изложенная кратко общая направленность настоящего исследования свидетельствует о необходимости системного подхода к проблеме, который позволит объединить в единую систему все инструменты государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести  и соответственно повысить социальную результативность государственного регулирования в данной сфере. Вместе с тем системный подход дает возможность очертить круг вопросов, нуждающихся в дальнейшей теоретико-практической разработке, которые могут возникнуть в процессе развития белорусского общества и которые определяют перспективные направления социологических исследований в общей проблеме государственного регулирования социальных отношений. Это, в частности, касается выявления возможных изменений существующих социально-управленческих механизмов как формирования, так и реализации свободы совести, включающих в себя использование социальных институтов, функционирующих в современном белорусском обществе.

В этой связи автор ставит перед собой следующую цель: обосновать теоретико-методологическую и социальную значимость направлений, условий и факторов государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы совести, способствующих социальной стабильности и устойчивому развитию социума.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

- раскрыть характер феномена свободы совести и особенности социальных отношений в сфере реализации свободы совести в Республике Беларусь;

- выявить основные направления современной системы государственного регулирования социальных отношений в сфере реализации свободы  совести в Республике Беларусь;

- определить условия обеспечения оптимального типа социального взаимодействия в сфере реализации свободы  совести;

- выявить на основе факторного анализа  социальные факторы,  оказывающие влияние на формирование системы государственного регулирования в изучаемой сфере в Республике Беларусь;

- разработать систему социологических параметров, характеризующих основные социальные факторы, использование которых в практике государственного управления способствует социальной стабильности и устойчивому развитию общества. 

Соответственно объектом исследования выступили социальные отношения в сфере реализации свободы  совести в Республике Беларусь, предметом исследования – государственное  регулирование социальных отношений в сфере реализации свободы  совести в Республике Беларусь.