№ 170. Докладная записка начальника СТБ Наркомата тяжелого машиностроения СССР Н. А. Рудакова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о необходимости сосредоточения руководства производством танков и танковой брони в одном наркомате — 7 декабря 1940 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.12.07
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 673-674.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 572. Л. 14-16. Подлинник.

№ 170. Докладная записка начальника специального технического бюро Наркомата тяжелого машиностроения СССР Н. А. Рудакова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о необходимости сосредоточения руководства производством танков и танковой брони в одном наркомате[1]

7 декабря 1940 г.

Совершенно секретно.

Опыт современных войн показывает, что авиация, крупные танковые и мотомеханизированные соединения, морской флот и артиллерия являются важнейшими родами войск. Техническим оснащением этих родов войск в Союзе ССР занимаются соответственно наркоматы: авиационной, судостроительной промышленности и вооружений.

Исключение составляют танки и бронеавтомобили, производство которых рассредоточено по разным наркоматам, целевое назначение которых ни в какой мере не связано с бронеавтотанкостроением. Так, например, броню для танков поставляют заводы НКСудпрома, моторы — заводы НКАвиапрома и НКСредмаша, вооружение заводы НКТяжмаша, сборка и начинка корпусов производится на заводах НКТяжмаша и НКСредмаша.

Такое положение создает много организационных неувязок, тормозит быстрое и правильно технически направленное качественное и количественное развитие нашего танкостроения, и оно оказывается на сегодня довольно отсталой отраслью.

Что это так, подтверждает опыт военных действий против белофиннов в конце прошлого и начале текущего года.

Относительная техническая отсталость нашего танкостроения состоит прежде всего в том, что имеющиеся танки вообще тихоходны, оборудованы они преимущественно авиационными моторами. Хороших мощных моторов для тяжелых танков различных типов не имеется, серьезная работа над созданием таких моторов, особенно легких дизель-моторов, практически не поставлена. Единственный дизель-мотор, принятый для танка КВ, недостаточно отработан, не гарантирует длительной бесперебойной работы в условиях эксплуатации.

Быстроходные танки Т‑26, Т‑28 имели противопульную броню, не могущую сопротивляться снарядам даже малого калибра, и потому в последнее время сняты с производства.

Танк Т‑34 только начинает внедряться и еще далеко не освоен в производстве. Хороший по конструкции танк КВ имеет броню, легко пробиваемую остроголовыми снарядами 76‑мм калибра. Невысокое качество брони этого танка объясняется тем, что в производство ее (на заводах НКСудпрома), неправильно заложены принципы, принятые для корабельной брони. Танковую броню, как и корабельную, стремятся получить более вязкой, не учитывая, что корабельная броня предназначена для работы против снарядов большого калибра, имеющих большую массу, тогда как танковая должна работать против снарядов с большими начальными скоростями и потому быть более твердой. Этот факт еще недостаточно осознан специалистами, хотя кое-где уже делаются первые попытки получить тяжелую танковую броню высокой твердости.

Несмотря на наличие прочных остроголовых снарядов, на вооружение танка КВ почему-то приняты только тупоголовые снаряды 76‑мм калибра системы инженера Гартца, значительно уступающие первым по способности пробивать гомогенную броню.

За границей в танковом производстве начали широко применять бронеотливки. Захваченные на польском и финском фронтах танки иностранного происхождения имеют башни и другие узлы из литой гомогенной брони.

В статье Андре Моруа “Как Франция проиграла войну”, опубликованной в газете “Правда” № 318‑319 от 16‑17 ноября 1940 г., указывается: «Заводы “Шкода” изготовили такие броневые плиты, о которых раньше и не мечтали». Так как нам достоверно известно, что фирма “Шкода” с 1937 г. работает над литой двухслойной броней (цементованной при отливке), то не исключено, что речь идет именно о плитах из этой брони.

Возможность и целесообразность производства и применения литой брони в отечественном танкостроении доказана еще в феврале-мае 1940 г. официальными снарядными испытаниями трех опытных литых двухслойных башен танка КВ, изготовленных Специальным техническим бюро (СТБ) НКТМ.

В дальнейшем СТБ технологически освоены башни танка “СП”, носовая и кормовая части корпуса танка КВ; отлиты 3 опытные цельнолитые корпуса танков СП и КВ. Проведены опыты по литым гомогенным башням танков Т‑34 и КВ также НИИ‑48, Ижорским и Мариупольским заводами.

Если по направленности, размаху и результатам опытных работ по литой броне опередили заграницу, то по внедрению этих результатов в массовое производство значительно отстали.

Несмотря на максимум инициативы, энергии и настойчивости, проявленной и проявляемой СТБ, по многим причинам, не зависящим от последнего, в частности, недостаточной заинтересованности НКСудпрома, НКТяжмаша и НКСредмаша и отсутствия органа, занимающегося танкостроением в целом, литая двухслойная танковая броня до сих пор остается предметом бесконечных разговоров, вынужденно держится в стадии экспериментирования. Только в последнее время сделаны первые шаги по внедрению литых гомогенных башен танка Т‑34, изготовленных Мариупольским заводом.

Очень остро стоят и также не получают нужного решения вопросы правильного продуманного размещения в корпусе предметов оборудования и вооружения, изменения конструкции и повышения качества траков, улучшения ходовой части, отработки кинематики механизмов, стандартизации и взаимозаменяемости деталей, крепежного материала и инструмента для танков различных типов и т. п.

Аналогичное положение имело место в свое время и в самолетостроении. Организация специального НКАвиапрома положила конец кустарщине в производстве самолетов, обеспечила быстрый расцвет советского самолетостроения, способствовала превращению этой отрасли в передовую промышленность Союза ССР.'

Из вышеизложенного вытекает необходимость сосредоточить руководство делом советского танкостроения в одном месте, организовать Наркомат танко-тракторной промышленности Союза ССР, производящий бронеавтомобили, танки и тракторы, с подчинением ему соответствующих заводов, в том числе специализированного завода броневого литья, который следует построить, как это сделано, например, в Германии.

За неимением нужных материалов лишен возможности более убедительно обосновать свое предложение, но тем не менее вношу его на Ваше рассмотрение.

Начальник СТБ НКТМ Рудаков.

Примечание:

[1] Копии направлены: председателю СНК СССР В. М. Молотову, председателю Комитета обороны К. Е. Ворошилову и секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) А. А. Жданову.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 572. Л. 14-16. Подлинник.