№ 147. Докладная записка наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину об использовании опыта боевого применения кораблей в войне с Финляндией для ликвидации недостатков их конструкции и эксплуатации — 25 мая 1940 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.05.25
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр.612-616.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 555. Л. 84-93. Подлинник.

№ 147. Докладная записка наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину об использовании опыта боевого применения кораблей в войне с Финляндией для ликвидации недостатков их конструкции и эксплуатации

 25 мая 1940 г.

Совершенно секретно.

Опыт использования кораблей Краснознаменного Балтийского и Северного флотов в боевых действиях против бело-Финляндии вскрыл ряд серьезных недостатков в конструкции кораблей, эксплуатации материальной части, в обеспечении тыловыми органами.

I. Условия, в которых проходили боевые действия кораблей

В боевых действиях в той или иной мере принимали участие все классы кораблей линкоры, лидеры, миноносцы, сторожевые корабли, тральщики, подлодки и вспомогательные суда.

За время боевых операций наши корабли не получили каких-либо повреждений от артиллерии, мин, торпед и авиабомб, так как использовались преимущественно для действия по побережью при отсутствии боевых столкновений с кораблями и авиацией противника. Это обстоятельство не позволяет оценить живучесть наших кораблей опытом фактического воздействия указанных боевых средств противника.

Боевые действия проходили в условиях штормовых погод силою до 10 баллов при исключительно низких температурах — до ‑30° С, тяжелых льдов Финского залива, при базировании легких кораблей на новые, необорудованные базы Эстонии и Латвии.

Специфическая обстановка использования кораблей в зимних условиях дала богатый, но не полный опыт эксплуатации материальной части, так как корабли использовались преимущественно на малых ходах.

Условия эксплуатации кораблей привели к ряду повреждений ледового и штормового характера, а также к преждевременному износу механизмов из-за длительного пребывания кораблей без предупредительного ремонта. Вместе с тем ряд повреждений явился следствием недостаточного освоения новой техники личным составом кораблей.

Миноносцы проекта № 7 и лидеры в связи с отмеченными выше недостатками в настоящее время имеют значительно сниженные боевые качества против проектных и полученных на испытаниях.

Сторожевые корабли и тральщики имеют меньшую потерю боеспособности, которая в основном определяется  поломкой гребных винтов и повреждением корпусов из-за плавания во льдах.

Подлодки всех типов, за исключением малых, не понизили боеспособность и нуждаются только в некоторых улучшениях деталей отдельных механизмов и устройств. На малых подлодках из-за дефекта кулачных муфт снижено число оборотов дизелей, что почти вдвое уменьшает район плавания подлодок. Однако этот недостаток легко-устраним путем исправления муфт.

Вспомогательные корабли, переоборудованные по мобилизации, оказались в отдельных случаях не вполне пригодными для использования в боевой обстановке. При этом выявились крупные недостатки мобоборудования, требующие специальных мероприятий по линии НКВМФ и наркоматов-судовладельцев для предотвращения подобных недостатков в будущем.

II. Основные дефекты и повреждения кораблей

А. Конструктивного характера

Значительная часть дефектов и повреждений кораблей является следствием того, что в стремлении получить корабли с большой скоростью и меньшим водоизмещением было допущено излишнее облегчение корпуса, механизмов и устройств. Вследствие этого миноносцы и лидеры имеют: повреждения палубы и бортов полубака в виде вмятин, прогибов, местного разрушения набора и внутренней отделки из-за недостаточной прочности.

Совершенно неудовлетворительная конструкция изоляции вызвала большое отпотевание и сырость в жилых и служебных помещениях, что повлекло усиленную коррозию механизмов, порчу электропроводки, разрушение отделки и оборудования помещений и вызывало повышенную заболеваемость личного состава.

Скученность размещения личного состава (100 чел. на площади в 70 кв. м) в связи с увеличением штата кораблей создала явно ненормальные условия обитаемости.

Поломка отдельных устройств дверей, крышек, люков, горловин, судовой мебели, стеллажей малых и больших глубинных бомб, легких дюралевых переборок и котельных кожухов явилась следствием сильно облегченной конструкции.

Серьезный недостаток имеет главный турбозубчатый агрегат, в котором на пяти миноносцах имеет место повреждение и выход из строя турбины высокого давления.

Вспомогательные механизмы (турбопитательные насосы, трюмнопожарные насосы, турбодинамо, масляные сепараторы, насосы питьевой и соленой воды, нефтеперекачивающие насосы) имеют ряд конструктивных дефектов, как то: быстро срабатывающиеся подшипники, плохая центровка, повышенная коррозийность валов и быстрый износ шестерен редукторных передач.

Ряд электромоторов, установленных в сырых помещениях и на втором дне, из-за неудачного выбора типа мотора (защищенного вместо закрытого) имеют низкую изоляцию и выходят из строя.

Неудовлетворительная конструкция дверных выключателей и боевого наружного освещения приводила к демаскировке корабля.

Наличие больших размахов качки миноносцев на небольшой сравнительно волне затрудняет использование оружия.

Подводные лодки имеют следующие основные дефекты:

обмерзание клапанов вентиляции систерн главного балласта, замерзание пресной воды и застывание дизельного масла из-за отсутствия специального отепления;

искрение «сухих» и парение «мокрых» глушителей, что демаскирует подлодки в ночном плавании;

нарушение плотности укупорки аккумуляторных баков из-за недостаточной прочности мастики, вследствие чего имело место пролитие электролита и падение изоляции батарей;

на подлодках типа “Щ” ненадежны гидромуфты; помпы осушения работают неудовлетворительно; нижние шунтовые катушки главных электромоторов выходят из строя; имеет место заедание привода горизонтальных рулей; перископы длиною 7,5 м не обеспечивают скрытность подлодок на перископной глубине при сильной волне;

на подлодках типа “М” основным дефектом является указанная выше неудовлетворительная работа кулачных муфт.

Б. Эксплуатационного характера

Имеемые дефекты объясняются недостаточным опытом эксплуатации кораблей в зимних штормовых и ледовых условиях.

Миноносцы, лидеры и сторожевые корабли имели повреждения корпусов кораблей (вмятины и расстройства заклепочных швов) на протяжении ⅔ длины в районе ватерлинии и поломки винтов, происшедшие от форсирования льдов толщиною до 70 мм, от хождения по фарватерам с торосистым льдом толщиною до 200‑300 мм за мелкими ледокольными буксирами.

Недостатки эксплуатации главных механизмов миноносцев на ходу, использование главного котла на якорных стоянках для бытовых нужд привело к значительным перерасходам топлива против расчетного. На отдельных миноносцах расход топлива на экономическом ходу достигал 14 т против 4,5 т, полученных при испытаниях.

Несоблюдение личным составом инструкций по предохранению шеек валов и турбин приводило к их оборжавлению[1].

Особо следует отметить износ механизмов, полученный от непрерывного и длительного нахождения в боевой готовности кораблей при отсутствии предупредительного ремонта.

Обледенение кораблей приводило к необходимости балластировки нефтяных ям для поддержания достаточной остойчивости, а обледенение орудий и торпедных аппаратов затрудняло быстрое использование орудия.

Указанные в разделах “А” и “Б” дефекты и повреждения кораблей, в сумме значительно снизившие их боеспособность, могут быть устранены путем производства работ в полном объеме ведомостей, прилагаемых к проекту постановления при настоящем докладе.

III. Недостатки в оборудовании баз

Техника новых кораблей требует особого обеспечения со стороны баз, к чему большинство из них оказались не приспособленными. В силу этого на стоянке в базах корабли вынуждены прибегать к самообслуживанию, что приводит к преждевременному износу механизмов, так, например:

а) отсутствие на базах КБФ и СВФ испарительных установок вынуждает корабли добывать воду путем работы главных котлов и испарителей, что приводит к излишнему расходу топлива, загрязнению и износу главных котлов;

б) маломощные береговые котельные установки и электростанции совершенно недостаточно обеспечивают корабли паром и электроэнергией. Это приводит к тому, что на большинстве кораблей вспомогательные дизели “Рустон”, проработав положенные для них нормы, пришли в негодность, и личный состав пользуется главной установкой для бытовых нужд (освещение и отопление);

в) отсутствие на берегу маслоочистительных станций требует большого расхода масла (отработанное сжигается), так как длительная очистка и промывка масла на корабле невозможна, а на берегу не налажена;

г) хранение запчастей в ряде баз КБФ и СВФ недостаточно налажено, что задерживает проведение ремонта кораблей своими средствами;

д) приемка топлива на новых базах КБФ производится средствами корабля, что удлиняет время приемки и снижает оперативную готовность кораблей;

е) маневренные базы не оборудованы ремонтными средствами, из-за чего в ряде случаев износ механизмов превышает допустимые пределы и приводит к выводу механизмов из строя;

ж) отсутствие на базах лабораторий для анализов воды, масла и топлива не дает возможности проверить их кондиционность.

IV. Мероприятия НКВМФ

1. Полученный опыт боевого использования кораблей систематизирован в материалах специальной комиссии, назначенной совместным приказом НКВМФ и НКСП, которая выезжая на места базирования кораблей, и вместе с личным составом представила полную характеристику состояния кораблей.

2. Материалы комиссии и донесения с мест рассмотрены Главным военным советом[2] и вынесено решение по опыту боевого использования кораблей и его реализации.

3. Во исполнение решения Главного военного совета ВМФ УК ВМФ составлены и согласованы с НКСП ведомости работ для выполнения на миноносцах проекта № 7 и лидерах.

4. НКВМФ совместно с НКСП издан приказ по конструкторским бюро об изготовлении чертежей, потребных для исправления повреждений и устранения дефектов на миноносцах и лидерах.

5. Выявлена необходимость детального пересмотра новых проектов, во исполнение чего НКВМФ и НКСП даны указания институтам, конструкторским бюро, контрольно-приемному аппарату учесть опыт боевого использования кораблей для внесения потребных корректив и исправления этих проектов. УК ВМФ составлены ведомости работ на миноносцах проекта № 7 улучшенного и переданы НКСП на согласование.

6. Что касается календарных сроков выполнения работ (графика) на миноносцах проекта № 7 и лидерах, а также влияния их на утвержденный годовой план работ по судостроению, то в этом вопросе НКВМФ и НКСП к обоюдному соглашению до сих пор не пришли.

7. Также остается в разногласиях вопрос замены итальянских дальномеров в КДП и ночных визиров, установленных на лидерах, на отечественные, на чем НКВМФ настаивает, так как итальянские работают неудовлетворительно, а НКСП отказывается от их замены.

Учитывая, что дальнейшее промедление с постановкой  в ремонт кораблей нетерпимо, согласование же с НКСП затягивается, НКВМФ входит в правительство с просьбой утвердить мероприятия согласно вносимому проекту постановления КО, составленного на основе решений Главного военного совета ВМФ.

Приложение: проект постановления КО при СНК Союза ССР на 4 л.; приложения к нему на 30 л.[3]

Народный комиссар Военно-морского флота Союза CCР, флагман флота 2-го ранга Кузнецов

Примечания:

[1] Так в тексте.

[2] Главный военный совет (ГВС) РККА был образован 13 марта 1938 г. одновременно с Главным военным советом ВМФ СССР постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б). Являлся высшим коллегиальным органом руководства Красной армии. В его задачи входило рассмотрение и решение основных вопросов организации и устройства, боевой и мобилизационной подготовки, вооружения и технического оснащения РККА, в том числе: управление войсками, подготовка театров военных действий, боевая подготовка войск, кадровые вопросы и другие. Практически все решения Главного военного совета объявлялись приказами народного комиссара обороны СССР. Главный военный совет сыграл важную роль в решении вопросов строительства армии и укрепления обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны. Председателем совета до июля 1940 г. был К. Е. Ворошилов, с июля 1940 г. — С. К. Тимошенко, в состав входили лица из высшего военного руководства РККА, а также фактический руководитель страны — И. В. Сталин. В дальнейшем его состав неоднократно менялся, однако численность ГВС никогда не превышала 13 человек. Кроме членов совета, почти на всех его заседаниях присутствовали приглашенные лица, мнение которых учитывалось при принятии решений. ГВС был упразднен после начала Великой Отечественной войны 23 июня 1941 г. Его функции переданы Ставке Главного командования.

[3] Приложение не публикуется (см. там же, Л. 94‑127).

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 555. Л. 84-93. Подлинник.