Постановление СНК СССР о расширении посевных площадей в спецпоселках Северного Казахстана и Нарымского округа Западной Сибири. 5 апреля 1933 г.
Постановление СНК СССР о расширении посевных площадей в спецпоселках Северного Казахстана и Нарымского округа Западной Сибири2
СЕКРЕТНО
Для обеспечения сельскохозяйственных спецпоселков Северного Казахстана и Нарыма собственным продовольствием от своего урожая и производства товарных излишков для питания вновь вселяемых туда контингентов в текущем году, Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить площадь посева яровых культур на 1933 г. для спецпоселков в Северном Казахстане 26 200 и в Западной Сибири 54 100 га.
2. Для обеспечения намеченного посевного плана обязать Комзаг при СНК отпустить в распоряжение Главного Управления лагерями ОГПУ для выдачи спецпоселкам этих районов на началах ссуды следующего количества семян:
яровой пшеницы — 800 тн
ячменя — 400 тн
гороха — 300 тн
овса — 1500 тн
На это количество сократить отпуск яровой пшеницы, гороха, овса и ячменя по фонду, предназначенному для вновь переселяемых в Нарымский край и Северный Казахстан.
3. Отсрочить ОГПУ до 1935 г. возврат средств в союзный бюджет срочных в 1933 г., полученных по постановлению СНК СССР от 1.07.1931 г. №130/сс в сумме 1880 тыс. руб., с обращением этой суммы на кредитование спецпереселенцев Западной Сибири и Северного Казахстана.
Заместитель Председателя Совета
Народных Комиссаров Союза ССР В. КУЙБЫШЕВ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров Союза ССР И. МИРОШНИКОВ
2 Принятию данного постановления предшествовала почти полуторамесячная межведомственная переписка. Инициативным документом явилось письмо зам. председателя ОГПУ Г. Ягоды на имя председателя СНК СССР В.Молотова от 21 февраля 1933 г. Этот документ можно рассматривать как важную составную часть разработанного ОГПУ беспрецедентного по масштабам плана колонизации севера Сибири и Казахстана путем принудительного вселения в эти регионы 2 млн чел. В качестве плацдарма для вселения «нового контингента» и его обеспечения (хотя бы частично) продовольствием за счет местных ресурсов предполагалось использовать районы расселения 1931—1932 гг. Письмо Г.Ягоды содержало просьбу о получении сверхлимитных госпоставок семян зерновых культур, финансовых кредитов на сумму около 2 млн руб., техники для организации МТС. Необходимость организации последних мотивировалась невозможностью закупить лошадей в районах расселения, «а завоз их из других районов нежелателен, т.к. опыт завоза рабскота из других районов, имевший место в 1931 и 1932 гг., дал отрицательные результаты. Большое число лошадей погибло на почве тяжелой акклиматизации и слабой приспосабливаемости к местным суровым условиям». — ГАРФ, ф.Р-5446, оп.14-а, д.242, л. 10.
Первоначальные планы ОГПУ по кредитованию были значительно скорректированы в сторону их уменьшения при рассмотрении в Комитете заготовок СНК и Госплане СССР. В частности, в окончательном варианте постановления, подписанном В.Куйбышевым, отсутствовал пункт об организации в районах высылки трех новых МТС (на чем особенно настаивал Г.Ягода). По оценкам Госплана это требование ОГПУ не было достаточно обосновано. - Там же, л. 1,3,6. Обрисованная ситуация типична для межведомственной борьбы 1930-х гг.: при централизованном распределении ресурсов завышенные требования ОГПУ нередко наталкивались на организованное противодействие прочих звеньев госмашины.