Введение

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР

 

Мы живем в социалистическом обществе, развивающемся под знаменем новой Сталинской Конституции. Мы воплощаем в жизнь великие идеалы основоположников марксизма. Мы пожинаем плоды долголетней борьбы большевиков за коммунизм и строим новую счастливую жизнь. Решающим фактором, предопределившим построение социалистического общества в нашей стране, является диктатура пролетариата, которая превратила СССР за короткий период времени из страны отсталой в страну передовой индустрии, в страну мощную и непобедимую.

Это превращение потребовало в свое время огромного напряжения всей страны, мобилизации всех ее ресурсов, большевистской, сталинской воли к победе, преодоления многих трудностей.

Надо было найти и накопить необходимые средства для индустриализации. Найти, сэкономить эти средства и целесообразно их применить с тем, чтобы каждую копейку использовать на развитие индустриализации.

«Конечно, для того, чтобы построить что-нибудь новое, приходится нагонять экономию, накапливать средства, сокращать временно свои потребности, занимать у других. Если хочешь построить новый дом, то копишь деньги, временно урезываешь свои потребности, иначе дома можешь и не построить. Это подавно справедливо, когда речь идет о том, чтобы построить целое новое человеческое общество. Приходилось временно урезывать некоторые потребности, накапливать соответствующие средства, напрягать силы» [Из беседы тов. Сталина с представителем американской прессы Рой Говардом (1 марта 1936 г.).].

Нужно было экономить на всем; все отрасли народного хозяйства надо было направить по путям, ведущим к выполнению этой основной задачи, надо было пустить в ход все рычаги, поднимающие главное — тяжелую промышленность.

И одним из таких рычагов, одним из весьма важных источников накопления средств для индустриализации явилась наша внешняя торговля. Она сыграла в выполнении гениального сталинского плана индустриализации СССР выдающуюся роль.

Эта роль была особо подчеркнута тов. Сталиным в его исторической речи на выпуске академиков Красной армии в мае 1935 г. Тов. Сталин сказал, что те миллиарды рублей валюты, которые были получены за годы пятилетки от выручки по экспорту, мы истратили целесообразно, обратив их не на импорт сырья для легкой промышленности, как предлагали с подлыми целями правые реставраторы капитализма, а на импорт машин и оборудования. Если бы мы этого не сделали, то «мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии внутренней и внешней» [Ленин и Сталин—Сборник произведений к изучению истории ВКП(б), т. III, стр. 639.]. Этими словами тов. Сталин подчеркнул огромное значение правильного использования накопления валюты, а, следовательно, правильное построение внешней торговли, ее важную роль в строительстве социализма.

Огромное значение имела и имеет внешняя торговля как фактор мирной политики Советского Союза. Связь между нашей внешней торговлей и политикой мира неразрывна. Наша внешняя политика «есть политика сохранения мира и усиления торговых отношений со всеми странами» (Сталин) [Из речи на XVII съезде ВКП(б).]. Это значение внешней торговли особенно усиливается сейчас, когда технико-экономическая независимость СССР достигнута, когда валютное положение советской страны необычайно укрепилось и когда вследствие этого торговые отношения с разными странами СССР можно, в еще большей степени, использовать для мирной внешней политики СССР.

За 20 лет социалистического строительства внешняя торговля добилась многих успехов и выполнила те задачи, которые перед ней ставили партия и правительство как по линии хозяйственного строительства, так и по линии укрепления экономических связей СССР с иностранными государствами. Эти задачи внешняя торговля выполнила вопреки троцкистско-бухаринским шпионам и вредителям, забравшимся в аппарат внешней торговли. Эти задачи она выполнила несмотря на то, что в Наркомвнешторгеорудовал один из гнуснейших руководителей право-троцкистского подполья, шпион двух иностранных контрразведок, враг народа Розенгольц. Совершая черную измену родине, этот грязный агент фашизма организовал большое вредительство во внешней торговле и пытался свести внешнюю торговлю СССР с ленинско-сталинского пути. Но, принеся внешней торговле немалый ущерб, враги народа не смогли свести ее с рельсов социализма.

Внешняя торговля развивалась на социалистическом пути благодаря твердому и последовательному проведению Центральным Комитетом ВКП(б) в жизнь ленинско-сталинских принципов монополии внешней торговли. Именно благодаря монополии обеспечен плановый характер нашей внешней торговли. Монополия была боевым орудием в руках пролетарской диктатуры на всех этапах социалистического строительства. Она останется таким же важным орудием и в будущем.

В новой Сталинской Конституции, представляющей собой основной закон социалистического государства рабочих и крестьян, статьи, определяющие монополию внешней торговли, заняли видное место.

Непосредственно внешняя торговля в Конституции упоминается в двух статьях — в статье 14, где перечисляются государственные дела, подлежащие ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его органов власти, и в статье 77, где перечисляются общесоюзные народные комиссариаты, к которым Конституция относит Наркомвнешторг.

Внешняя торговля осуществляется с капиталистическим миром. Она имеет громадное внешнеполитическое значение. При осуществлении торговых отношений с враждебным капиталистическим миром особенно необходимо единство действий, и именно этот принцип лежит в основе монополии внешней торговли, являющейся незыблемым законом советского государства. Отсюда вполне понятно, почему монополии внешней торговли в новой Сталинской Конституции отведено особое место. Монополия внешней торговли остается важнейшим орудием диктатуры рабочего класса и в условиях социалистического общества. Больше того, значение и роль этой монополии усиливается по мере роста мощи Советского Союза и усиления его роли на международной арене.

Монополия внешней торговли СССР представляет собой такую организацию экономических связей СССР с капиталистическим миром, при которой вся внешняя торговля осуществляется лишь государством через специально уполномоченныйдля этого орган. Таким органом является Наркомвнешторг.

Введение монополии внешней торговли было одним из первых и важнейших мероприятий советского правительства, направленных к сосредоточению в руках социалистического государства всех командных высот народного хозяйства. Основы монополии внешней торговли СССР заложены в декрете Совета народных комиссаров РСФСР, подписанном Лениным и Сталиным 22 апреля 1918 г. В первом параграфе этого декрета сущность монополии внешней торговли выражена следующим образом: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российскойреспублики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются» [Сборн. узакон. за 1918 г., ст. 432.].

Этот порядок осуществления внешней торговли был подтвержден в декрете Совнаркома РСФСР от 11 июня 1920 г., в котором было особо подчеркнуто, что монополия внешней торговли выражается в сосредоточении всей торговли в руках специального комиссариата.

«Заведывание национализированной внешней торговлей возлагается исключительно на Народный комиссариат внешней торговли, которому, как единственному уполномоченному на то органу республики, принадлежит исключительное право проводить все мероприятия и осуществлять все операции, связанные с ввозом и вывозом товаров».

Позднее, 13 марта 1922 г., постановлением Президиума ВЦИК было установлено, что «внешняя торговля РСФСР является государственной монополией» и что «государственная монополия внешней торговли осуществляется Наркомвнешторгом» [Сборн. узакон. за 1922 г. № 24, ст. 266.].

В 1925 г. основные задачи монополии внешней торговли были подробно сформулированы Октябрьским Пленумом ЦК ВКП(б) в резолюции по докладу В. Куйбышева.

Специальные указания о необходимости укрепления монополии внешней торговли даны XIV, XV и XVI съездами ВКП(б): «Считать необходимым, — говорится в резолюции XVI съезда, — дальнейшее развертывание экономических отношений СССР с капиталистическим миром на основе необходимого сохранения монополии внешней торговли и самое широкое использование техники передовых капиталистических стран для обеспечения экономической самостоятельности СССР, для укрепления обороноспособности пролетарского государства и отпора всяким попыткам интервенции со стороны международного империализма».

То, что внешняя торговля подлежит ведению Союза Советских Социалистических Республик и что она осуществляется «на основе государственной монополии», твердо записано и в новой Сталинской Конституции.

Введение монополии внешней торговли обеспечило:

1) исключение всякой возможности экономической интервенции мирового капитализма и какой-либо экономической смычки капиталистических элементов внутри страны с международным капиталом;

2) развитие советской внешней торговли в соответствии с планом построения социализма в нашей стране;

3) сосредоточение всей торговли в одном мощном торговом центре, что представляет для советской внешней торговли огромное преимущество в ее выступлениях на рынках враждебного нам капиталистического мира;

4) защиту нашей, в свое время слабой, технически отсталой промышленности от технически передовой промышленности капиталистических стран.

Осуществление монополии внешней торговли явилось и является основным условием правильного использования внешнеторговых связей СССР с капиталистическим миром в интересах социалистического строительства. Именно монополия внешней торговли позволила нам мобилизовать и сосредоточить в одних руках валютные ценности и правильно их использовать, в первую очередь для импорта машин и оборудования, с помощью которых мы построили собственную тяжелую промышленность.

Монополия внешней торговли есть «одна из незыблемых основ «платформы» советского правительства» [И. Сталин — Вопросы ленинизма, 10 изд., 179.]. Будучи одним из мощных орудий пролетарской диктатуры в ее борьбе с капиталистическими элементами внутри страны и против попыток экономической интервенции международного капитала, монополия внешней торговли, естественно, подвергалась и подвергается бешеным атакам со стороны классовых врагов. Однако советская власть, следуя указаниям Ленина и Сталина, неуклонно проводит в жизнь принципы монополии внешней торговли, не идя ни на какие уступки. «Капиталисты Запада не раз бились лбами об стену, стараясь прошибить броню монополии внешней торговли. Но разве капиталисты сумели уже добиться успехов в деле ликвидации монополии внешней торговли? Разве трудно понять, что пока есть советская власть, монополия внешней торговли будет жить и здравствовать несмотря ни на что» [И. Сталин — «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии», 1926 г., стр. 157.].

Отстаивая неуклонно эту линию, советское государство при заключении торговых договоров с капиталистическими странами ставит первым условием признание договаривающейся страной нашей монополии внешней торговли.

С исключительной последовательностью и твердостью ВКП(б) и советская власть отразили всяческие попытки сорвать или смягчить монополию внешней торговли. В срыве монополии внешней торговли были заинтересованы кулаки и нэпманы. Кулачество мечтало пробить брешь в броне монополии и через эту брешь установить контакт внутренней контрреволюции с мировым капитализмом. Злейший враг народа Бухарин при поддержке Троцкого, Зиновьева, Каменева предательски предлагал в 1922 г. ограничиться введением высоких пошлин, которые, якобы, в состоянии оградить нашу страну от экономического проникновения международного капитала. В. И. Ленин в письме на имя тов. Сталина дал сокрушительный отпор контрреволюционному выступлению Бухарина. «На практике, — писал В. И. Ленин, — Бухарин становится на защиту спекулянта, мелкого буржуа и верхушек крестьянства против промышленного пролетариата, который абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли» [В. И. Ленин — Собр. соч., т. XXVII, стр. 381.].

По предложению В. И. Ленина ЦК ВКП(б) принял в 1922 г. решение о незыблемости монополии внешней торговли. Однако правые реставраторы капитализма, несмотря на неоднократные указания партии, продолжали выступать против монополии внешней торговли. В частности, смягчение монополии внешней торговли входило в программу правой контрреволюционной оппозиции, с которой она выступила в тот момент, когда партия и советская власть повели социалистическое наступление по всему фронту.

Совершенно отрицал монополию внешней торговли контрреволюционный троцкизм. Гнусный агент фашизма Сокольников утверждал на XIV съезде ВКП(б), что монополия внешней торговли не является орудием социализма и что внешняя торговля СССР представляет собой не социалистическое хозяйство, а госкапитализм. Тов. Сталин нанес тогда сокрушительный удар по этим контрреволюционным утверждениям. «До сих пор, — сказал тов. Сталин, — я думал и мы все думали, что наш Внешторг, если не считать облегающих его госкапиталистических учреждений, есть часть государственного аппарата,что наш государственный аппарат есть аппарат государства типа пролетарского. Мы все так думали до сих пор, ибо пролетарская власть является единственным хозяином этих институтов» [Ленин и Сталин — Сборник произведений к изучению истории ВКП(б), т. III, стр. 35.].

Подлые реставраторы капитализма стремились уничтожить монополию внешней торговли, ибо они видели, что монополия защищает СССР от экономической интервенции международного капитализма. Троцкизм клеветнически утверждал, что монополия внешней торговли не устранит зависимость СССР от капиталистического мира, что судьба хозяйства СССР связана с судьбами мирового капиталистического хозяйства, что кризисы капитализма будут потрясать кризисами и советскую экономику. Как известно, действительное развитие шло вопреки утверждениям троцкизма. Волны экономических кризисов в капиталистических странах разбиваются о защищенные монополией внешней торговли границы Советского Союза — советское хозяйство не знает кризисов.

Враги народа, троцкистско-бухаринские фашистские агенты, пробравшиеся в аппарат Наркомвнешторга, вели в нем в течение долгого времени скрытую подпольную и мерзкую работу с целью разрушить монополию внешней торговли. Но враги просчитались, им не удалось разрушить монополию внешней торговли, зорко охраняемую нашей партией. Благодаря монополии внешней торговли Советский Союз, несмотря на трудности, блестяще выполнил и выполняет свои внешнеторговые планы.

Однако наличие монополии внешней торговли ни в коем случае не должно успокаивать нас, ослаблять нашу бдительность, ибо враг хитер и изворотлив. Контрразведки иностранных государств неоднократно пытались всячески использовать торговые отношения СССР с капиталистическими странами для своей подлой работы.

Можно привести немало примеров того, как иностранные контрразведки находят себе лазейки даже в условиях осуществления монополии внешней торговли. Пользуются они при этом потерей бдительности и ротозейством внешнеторговых работников.

При самом ограниченном допуске представителей иностранных фирм на территорию СССР, который установленмонополией внешней торговли, классовые враги, агенты иностранных контрразведок, находят методы и приемы для своей шпионско-диверсионной работы.

Использование внешнеторговых отношений с СССР для организации шпионажа принимает разнообразные формы. «Для насаждения шпионажа Гестапо, — как пишет тов. Арбузов, — использует связи по линии экспортных организаций. Установлено, что агенты Гестапо проникли в такие организации, как Экспортхлеб, Экспортлес, имеющие свои отделения в портовых городах» [Арбузов П. — «Гестапо», стр. 18.].

Большую шпионскую работу на глазах у внешнеторговых работников развернула немецкая фирма, работавшая под названием «Контроль-Ко».

Известны многие случаи, когда некоторые фирмы фашистских стран поставляли импортным организациям заведомо недоброкачественное оборудование для важнейших объектов нашего строительства.

Известно также из процесса по делу право-троцкистского блока, что матерый агент Гестапо Пятаков подписал с некоторыми германскими фирмами сделки на поставку в СССР товаров по заведомо повышенным ценам, с тем чтобы фирмы-поставщики определенную часть полученных переплат отдали троцкистской организации для финансирования ее вредительской и террористической деятельности.

Известно, что враг народа Розенгольц при помощи своих сообщников в аппарате Наркомвнешторга и в экспортных и импортных объединениях воровал крупные суммы валюты и передавал их врагу народа Троцкому.

Известно, что Розенгольц и его подлые подручные ставили себе целью подчинить внешнюю торговлю СССР интересам Германии и Японии. Они продавали чугун за бесценок в тот момент, когда на мировом рынке не хватало чугуна и получать его было очень трудно. Розенгольц задерживал импорт оборудования для оборонной промышленности, пытаясь этим ослабить нашу оборону. Розенгольц продавал Гестапо важнейшие тайны Советского Союза по линии внешней торговли.

Все эти примеры показывают, что даже в условиях монополии внешней торговли капитализм через свои разведывательные органы, через своих грязных наймитов из троцкистско-бухаринской фашистской шайки использует внешнеторговые связи для подрывной работы против СССР. Нетрудно себе представить, как обстояло бы дело, если бы монополия внешней торговли была ослаблена хотя бы в малейшей степени.

Для того, чтобы монополия внешней торговли охраняла нас, необходимо бдительно следить за ее проведением в жизнь, не допускать никаких ее нарушений.

В заключение необходимо отметить социалистический характер монополии внешней торговли. Наша монополия не имеет примеров в истории всех времен и народов. Основным условием ее введения является диктатура пролетариата. Монополия внешней торговли, как правильно подчеркнул тов. Микоян, — «является результатом творчества нашей пролетарской революции. Мы первые в истории вступили на этот путь. Способам и формам осуществления ее нам не у кого было учиться. Нужно было создать новую теорию и практику дела, которое не имеет за собой исторических прецедентов».

Успехи, достигнутые советской внешней торговлей на базе монополии, породили в среде апологетов капитализма идеи введения, в подражание СССР, монополии внешней торговли в буржуазных государствах, но эти идеиявляются мертворожденными. Осуществление монополии внешней торговли в условиях капитализма невозможно. Монополия — детище диктатуры пролетариата, орудие социализма.

Из всего сказанного становится понятно, почему Сталинская Конституция в статье 14 особо подчеркивает незыблемость монополии внешней торговли. Монополия внешней торговли — одно из ярких выражений преимущества социалистической системы над системой капиталистической. Она живет и здравствует вопреки врагам. При непосредственной помощи монополии внешней торговли социализм в нашей стране одержал немало блестящих побед, записанных на исторических страницах Сталинской Конституции.