Постановление Бюро Западно-Сибирского Крайисполкома о выселении кулаков. 2 марта 1932 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1932.03.02
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 г. – начало 1933 г. ЭКОР. Новосибирск. 1993 г. Стр. 139-141
Архив: 
ГАНО. Ф. 3-П. Оп. 1. Д. 271. Л. 749— 751. Заверенная копия

Постановление Бюро Западно-Сибирского Крайисполкома о выселении кулаков36

СТРОГО СЕКРЕТНО

Успешное развертывание колхозного строительства в Западно-Сибирском крае, проводимые мероприятия по организационно-хозяйственному укреплению колхозов встречают отчаянное сопротивление со стороны контрреволюционного кулацкого элемента. Разгромленное кулачество, потерпевшее поражение в своих открытых выступления против колхозов, направляет свои усилия на развал колхозов изнутри. С этой целью кулаки проникают в колхозы, ведут систематически контрреволюционную агитацию, стремятся формировать вокруг себя отсталые элементы из колхозников, играя на мелкособственнических пережитках, разжигают потребительские, уравнительские тенденции, ведут борьбу против ударных темпов работы, против методов соцсоревнования, агитируя за обезличку, разлагают трудовую дисциплину среди колхозников. Играя на трудностях и на отдельных неполадках, кулачество стремится организовать сопротивление дальнейшему развертыванию социалистического строительства.

Произведенным по краю переучетом выявлено до 7000 кулацких хозяйств, в том числе свыше 2000 хозяйств, проникших в социалистический сектор сельского хозяйства, которые проявляют настойчивую контрреволюционную деятельность по организации активного сопротивления всем хозяйственно-политическим мероприятиям, проводимым партией и соввластью на селе.

В целях обеспечения нормальных условий для дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов и окончательной парализации разлагательской, подрывной деятельности кулачества, бюро крайкома ВКП(б) считает необходимым произвести очистку колхозов от кулацкого элемента.

Исходя из этого, бюро Запсибкрайкома ВКП(б) постановляет:

1. Произвести из районов выселение всего проникшего в колхозы и совхозы Запсибкрая кулачества с таким расчетом, чтобы выселение их было закончено к началу весенней посевной кампании 1932 г.

2. Выселение производить в одиночном порядке или небольшими группами, ни в коем случае не допуская массового выселения, с обязательным предварительным утвержденное каждого намеченного к выселению соответствующим райисполкомом и Западно-Сибирским крайисполкомом, исходя из следующих установок:

а) выселению подлежит исключительно твердо установленный кулацкий элемент;

б) каждая выселяемая кулацкая семья в своем составе должна обязательно иметь вполне трудоспособного главу или члена семьи — мужчину;

в) все выселяемые из колхозов кулацкие семьи имеют право забрать с собой все свои личные вещи и все свое необобществленное имущество и инвентарь.

3. Категорически запрещается выселять кулацкие семьи, имеющие в своем составе бывших красных партизан, бывших красногвардейцев, красноармейцев, командиров Красной Армии, кадровых рабочих и инженерно-технический персонал и лиц, имеющих особые заслуги перед революцией. Также запрещается выселять молодежь из состава кулацких семей, которая занята самостоятельным трудом и не имеет тесной связи с выселяемой семьей или порвавшая связь с последней.

4. Во избежание наблюдавшихся ранее грубых ошибок и возможных перегибов райкомам ВКП(б) и районным исполкомам обеспечить самую тщательную проверку намеченных к выселению и выселяемых кулацких хозяйств с тем, чтобы ни одно хозяйство, неправильно отнесенное к кулацкому, не было подвергнуто выселению. Особо осмотрительный подход должен быть проявлен к кулацким семьям, выселяемым из колхозов. Каждая кулацкая семья, проникшая в колхоз, должна быть до выселения обсуждена на общих собраниях колхозников и решением этих собраний вычищена из колхоза и только затем выселена после получения санкции ПП ОГПУ на выселение.

5. Учитывая, что выселение кулаков из колхозов может быть использовано контрреволюционным элементом и самими кулаками для развертывания провокаторской контрреволюционной агитации “о притеснении тружеников колхозников“ и т.д., райкомам ВКП(б) развернуть перед выселением широкую массово-разъяснительную политическую работу среди колхозников, сочетая это с вопросами организационно-хозяйственного укрепления колхозов, с борьбой за повышение производительности труда, за укрепление трудовой дисциплины и т.д.

6. Имея в виду, что ряд репрессированных кулаков, семьи которых будут подлежать выселению, находятся в домах заключения, краевому управлению мест заключения в двухдекадный срок учесть всех находящихся как в домах заключения, так и в трудколониях кулаков, осужденных судебными органами до 3 лет заключения или к ссылке, составив на них соответствующие списки с тем, чтобы в процессе выселения их семей можно было воссоединить с последними и направить вместе с последними к месту высылки.

7. Практическое выселение возложить нa ПП ОГПУ по ЗСК, которому разработать и дать соответствующие указания о порядке и сроках выселения.

8. Выселение остального кулачества, находящегося вне колхозов, будет производиться особым постановлением бюро крайкома ВКП(б).

36 В начале весны 1932 г. как в масштабах страны, так и отдельных краев карательными органами совместно с партийно-советским аппаратом готовилась очередная, третья по счету, кампания по высылке крестьянских хозяйств под лозунгами довыявления кулаков и очистки колхозов и совхозов от проникших в них кулацких элементов. Всего по стране планом, представленным ОГПУ, предусматривалось осуществить экспроприацию и высылку 38 тыс. хозяйств, главным образом из западных районов. В свою очередь Запсибкрайком принял решение о необходимости высылки 7 тыс. крестьянских хозяйств в порядке внутрикраевого их расселения. Однако приведенная в постановлении бюро от 2 марта 1932 г. мотивация высылки не раскрывала истинной цели кампании — уменьшить, как это было уже в 1930—1931 гг., за счет крестьянской ссылки остроту проблемы рабочих рук в экономике региона. В определенной мере данное решение диктовалось необходимостью восполнить недостаток рабочей силы в рудоуправлениях Кузбасса за счет переброски оттуда 3,5 тыс. спецпереселенцев на строительство Беломоро-Балтийского канала. Однако по разверстке, утвержденной Политбюро ЦК ВКП(б) 4 мая 1932г., руководству Запсибкрая надлежало направить высылку крестьянских хозяйств (с уменьшением цифры до 1 тыс.семей) не внутрь края, а на Дальний Восток. Более того, 16 мая 1932 г. Политбюро ЦК ВКП(б) отменило свое предыдущее постановление от 4 мая о выселении 38 тыс. хозяйств, предложив ОГПУ «отдельные контрреволюционные злостные элементы в деревне изымать в порядке индивидуального ареста». — АПРФ, ф. 3, оп. 30, д. 194, л. 78.

В соответствии с этим постановлением уже начатая на местах кампания по экспроприации и высылке крестьянских хозяйств была свернута. 5 июня 1932 г. «в связи с указанием Центра об освобождении намеченных к выселению в 32 г. кулаков» Запсибкрайком постановил «принять меры к возвращению отобранного имущества кулакам, исключенных из колхозов за 1932 г. и намеченных к выселению». То же касалось и имущества «кулацких хозяйств единоличного сектора». — ГАНО, ф. 3-П, oп. 1, д. 412 б, л. 19.

Существовавшая же острота проблемы рабочих рук для Кузбасса была смягчена путем переброски из Нарымского края в Кузбасс летом 1932 г. 2 тыс. семей спецпереселенцев.