Письмо Томского горздрава уполномоченному Томско-Нарымской группы комендатур о санитарном состоянии распределителя для спецпереселенцев. 6 февраля 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.02.06
Источник: 
Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1930 — весна 1931 г. Новосибирск. ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1992. Стр. 270-272
Архив: 
ГАНО. Ф. 1353. Оп. 3. Д. 54. Л. 106-106об. Заверенная копия

СЕКРЕТНО

В ответ на Ваше отношение горздрав разъясняет Вам, что у санорганизации горздрава единственной «тенденцией» является уберечь широкие массы трудящихся города, района и территории бывшего Томского округа от обсеменения сыпным тифом через посредство вшивых контингентов, обслуживаемых Вами в административно- хозяйственном отношении. В этом последнем отношении Вами допущены «первостепенного» значения прорывы, в частности, не были своевременно выполнены требования штаба по постройке бани, необходимость которой после пережитой в прошлом эпидемии сыпного и возвратного тифа ясна для всякого сознательного гражданина. Больше того, когда, неохотно подчиняясь необходимости, ввиду начавшейся вспышки сырного тифа построили баню, то сделали это кое-как, без согласования с санорганизацией, почти негодную к эксплуатации, что повело к переделкам, мало удовлетворительно разрешающим вопрос о санитарной обработке. Не согласовывалось и прочее строительство, что создало определенные последствия. Защитного строения для “Гелиосов“ до сих пор нет, вследствие чего дезинсекция проходит с чрезвычайными трудностями и перебоями. Крайне вяло и неохотно проводилась разгрузка бараков от лишних вещей, что ставило в полную невозможность проводить санобработку помещений и сводило на нет санобработку людей. Несмотря на категорические требования, контакт между лагерями и городом и бараков между собой имел место во все время функционирования лагерей и продолжается до сих пор. Имело место поступление людей, прибывших на станцию Томск I, в Мухинские бараки для дальнейшей эвакуации, причем санобработка людей была задержана по недоговоренности ЗСКАУ с банями, что было обнаружено старшим врачом и, как ни странно, этот факт был поставлен в вину Вами не самой хозяйственной организации, а тому же старшему врачу. Площадь лагерей загрязнилась до совершенно недопустимой степени, и сейчас еще отхожие места содержатся грязно. Отсутствие порядка в организации лагерного распределения людей и отсутствие бани не дало возможности наладить нормальный пропуск поступающих контингентов. Вот «первостепенные» дефекты, которые Вам достаточно известны, не говоря об отсутствии заботы об упорядочении бараков, их утепления и проч. Ваша ссылка на то, что Вами персонально возложено наблюдение за сансостоянием и санобработкой лагерей на д-ра Петропавловского, не решает дела при условии слабого хозобслуживания.

Вместе с тем горздрав мало устраивают соображения, что корыто и проч. “мелочи“ можно исправить “в 5 минут“, если они не исправляются неделями. Отсутствие стекол в жилых помещениях, отнесенное Вами к мелочам за легкостью выполнения, является по санитарным соображениям существенным недостатком, так как оно является большим нарушением тепловой экономии помещений, между тем замечания по данному недостатку встречались и ранее, выполнение их своевременно не производилось за отсутствием, напр. алмаза, стекольщика (по объяснению комендантов). По поводу замечаний санврача о дефектах в бане, хотя помещение и находилось в стадии окончания, можно только одно сказать, что фиксирование в актах факта недоделок имеет значение официальной даты и поэтому вполне понятно, что “хотел указать этим пунктом саннадзор“.

По вопросу о переводе амбулатории в здание комендатуры д-р Петропавловский до обсуждения его в горсансекции действительно придерживался взгляда об оставлении ее в старом здании, но после обсуждения изменил свой взгляд и придерживается также перевода ее, о чем Вы были поставлены в известность.

Впрочем этот вопрос с окончанием пристройки, по-видимому, будет ликвидирован удовлетворительно.

По вопросу о согласовании проекта кухни через д-ра Кольбазетт горздрав сообщает, что проект этот, может быть, согласованный с Кольбазетт, саннадзором не рассматривался.

По части порядков в штрафной роте Вами объяснения недостаточны, так как в книгах штрафной роты указаны № бараков, в частности, и карантинизированных, а потому нет оснований ссылаться на утайку переселенцами принадлежности их к тому или иному бараку. Кроме того, по фамилии штрафной и по спискам жильцов бараков при желании всегда можно было установить, откуда поступает штрафной. В заключение прошу все недоуменные вопросы разрешать лично или на заседании штаба, который кроме очередных заседаний может быть созван в любой день по первому Вашему требованию — это ускорит разрешение вопросов и не будет создавать излишней переписки.

Заведующий горздравом ЖУДРО

Инспектор ЛАПТЕВ