Сообщение врача обсервационного пункта здраву о нарушениях санитарных условий перевозки спецпереселенцев. 20—21 января 1931 г.
19/I—31 г. прибыл поезд № 402, в котором при обсервировании врачом смотрового пункта в вагоне № 1509 было обнаружено среди выселенцев девять случаев сыпного тифа. Вагон был отцеплен, больные эвакуированы в больницу ИЗО, а остальное население было подвергнуто сан- и дезобработке при изоляционно-пропускной бане, перемещено в другой вагон. Нами было предложено выселенцев подвергнуть карантину в Омском ИТД, но за отсутствием там мест, по согласованию с начальником отделения дорожно-транспортного отдела ОГПУ ст. Омск, были направлены в Новосибирск с предложением со стороны отделения ГПУ об обязательной карантизации в Новосибирске. При опросе команды, сопровождающей выселенцев, выявилось, что они указанных выселенцев вывезли из г. Семипалатинска с направлением в гор. Акмолинск, но в Акмоле не были приняты, так как начали болеть, кроме того не оказалось места для выселения. Выселенцы были отправлены назад в Семипалатинск. На ст. Петропавловск имели пересадку в другой вагон, причем нам не удалось установить, были ли вызваны врачи для осмотра больных или нет, а на следующий день после пересадки на ст. Петропавловск они прибыли на ст. Омск. Несмотря на предупреждение конвоя о том, чтобы выселенцев из вагона не выпускали до санобработки, последние были обнаружены фельдшером обсервации в буфете 1-го класса обедающими и пьющими чай. Они были сейчас же выведены из помещения, но принимая во внимание их колоссальную вшивость и тесноту помещения буфета, вполне вероятно оставление вшей среди окружающих пассажиров. Нами была произведена влажная дезинфекция с механической очисткой помещения буфета.
Сообщая о вышеизложенном, полагаем, что необходимо принять меры для полного обсервирования всех арестантских вагонов, вагонов и поездов специального назначения с предварительным предупреждением обсервационного пункта, а не обнаруживать их «случайно», как уже нашей обсервации приходилось делать неоднократно. Те санитарные условия, в которых производится перевозка арестованных и выселенцев, т.е. переполнение ими вагонов сверх нормы, иногда малая стоянка поезда, отсутствие периодической санобработки их по пути дальнего следования создают благоприятный материал для развития паразитарных тифов не только среди указанных групп движущихся масс, но и чистую угрозу развоза таковой в пути следования и в местах оседания выселенцев.
Врач ПУЛЬКИС
Дополнительно сообщаем, что 21/1 в вагоне специального назначения с поездом № 402 обнаружен еще один случай сыпного тифа, таким образом, соображения, высказанные выше, необходимо привести как можно скорее в жизнь.
ПУЛЬКИС