Рабочая протокольная запись заседания Президиума ЦК КПСС по вопросам реабилитации и создания комиссии ЦК КПСС для установления причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), избранных на ХVII съезде партии. 31 декабря 1955 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1955.12.31
Источник: 
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 296
Архив: 
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 8. Д. 389. Л. 33–34. Автограф. Карандаш.

№ 1

Заседание 31.ХII.55

Вопросы, связанные с реабилитацией[1].

Хрущев*. [* Здесь и далее по тексту документа фамилии выступавших выделены составителями. — Сост.]

Т. Поспелова, Комарова, Аристова, Шверника. Поручить просмотреть все материалы[2].

О письме т. Шатуновской[3].

Читает письмо т. Булганин.

Ворошилов (не дослушав, крикнул — «ложь»). Высказывается: говорит о факте убийства чекистов (охранявших С. М.[Кирова]).

Молотов — дело было со старшим чекистом, беседовали втроем с Николаевым. Ст[алин] при нас беседовал с Николаевым. Ударов не было.

Хрущев.

Микоян — когда произошло событие, Сталин был возбужден. Чекисты приложили руку к делу[4].

Хрущев — если проследить, пахнет нехорошим. Т[оварищам] вызвать врача, шофера и Куприянова. Шофера проверить.

Т. Молотов — это ничего не даст, по документам пров[ерить].

Т. Каганович — Серго говорил: «Вы виноваты в убийстве С. М.». Реденс тоже обвинял чекистов.

Первухин, Сабуров, Кириченко, Маленков.

В делах Ягоды посмотреть, Ежова.

Следственное дело Медведя.

1 В особой папке по данному вопросу отложилась следующая протокольная запись: «Заседание Президиума ЦК КПСС 31. ХП.1955 г. Вопросы, связанные с реабилитацией (Хрущев). Создана комиссия в составе тт. Поспелова, Комарова, Аристова, Шверника, которой поручено просмотреть все материалы» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 489. Л. 1).

2 См. документ № 15 раздела V.

3 Речь идет о письме О. Г. Шатуновской на имя А. И. Микояна, датируемом 1955 г. Текст письма не обнаружен, из учетной делопроизводственной карточки следует, что автор письма писала об обстоятельствах убийства С. М. Кирова и, в частности, о личном допросе Сталиным Л. В. Николаева, убийцы Кирова. Эти сведения были сообщены Шатуновской во время ее заключения, якобы, со слов арестованного в 1937 г. бывшего заместителя полномочного представителя ОГПУ по Ленинграду и области Ф. Т. Фомина.

4 О событиях, предшествующих этому заседанию Президиума ЦК, А. И. Микоян воспоминает следующее: «… Мы очень дружны были с Л. С. Шаумяном. <… > Как-то я попросил его (это, правда, было не сразу, а примерно за полгода до ХХ съезда) составить две справки. Первую — сколько было делегатов на ХVII съезде, вошедшем в историю как „съезд победителей", и сколько из них подверглось репрессиям. <…> И вторую справку — это список членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных на этом съезде, а затем репрессированных. <…> Через месяц или полтора он предоставил мне эти сведения. Картина была ужасающая. Большая часть делегатов ХVII партсъезда и членов ЦК была репрессирована. <…> Я пошел к Хрущеву и один на один стал ему рассказывать. <…> Хрущев слушал внимательно. Я сказал, что предлагаю внести в Президиум предложение о создании авторитетной комиссии, которая изучила бы все документы МВД, Комитета госбезопасности, прокуратуры, Верховного суда и другие, добросовестно разобралась во всех делах о репрессиях и подготовила бы доклад для съезда. Хрущев с этим согласился. Я предложил создать комиссию Президиума, куда вошли бы я, Хрущев, Молотов, Ворошилов и другие товарищи. Ввиду важности вопроса, состав комиссии соответствовал бы своему назначению. Хрущев внес поправку, что, во-первых, мы очень перегружены и нам трудно будет практически разобраться во всем, и во-вторых, не следует в эту комиссию входить членам Политбюро, которые близко работали со Сталиным. Важнее и лучше включить в состав комиссии авторитетных товарищей, но близко не работавших со Сталиным. Предложил во главе комиссии поставить Поспелова… Я с этим согласился, хотя сказал, что Поспелову нельзя всецело доверять, ибо он был и остается просталински настроенным. Словом, договорились, что этот вопрос обсудим на Президиуме и он подумает, как Первый секретарь ЦК» (Микоян А. И. Так было. Размышления о минувшем. М. 1999. С. 590–592).