Записка П.В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации Н.И. Пахомова. 5 июля 1955 г.
№ 26
Записка П.В. Баранова в ЦК КПСС о реабилитации Н.И. Пахомова*
ЦК КПСС
Прокуратурой произведена проверка правильности осуждения бывшего народного комиссара водного транспорта Союза ССР Пахомова Николая Ивановича.
Пахомов 19 августа 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР осужден к расстрелу за то, что он:
с 1912 по 1917 год, состоя в партии меньшевиков, в 1915 году был завербован в агенты царской охранки и до Октябрьской революции вел провокаторскую работу, выдав царской охранке ряд революционеров;
в 1928 году установил преступную связь с правыми — Рыковым, Углановым и Смирновым А. П.;
с 1934 года руководил вредительской деятельностью участников организации правых на водном транспорте, используя служебное положение по должности наркома водного транспорта.
Кроме того, Пахомов был признан виновным в том, что он являлся агентом германской, японской и английской разведок и вел шпионскую работу в пользу Германии, Японии и Англии.
Виновность Пахомова в принадлежности к антисоветской организации правых, работе в пользу царской охранки, шпионаже и вредительстве судом была основана только на признательных показаниях Пахомова, данных им на предварительном следствии и в суде.
Как установлено проверкой, эти показания Пахомова не соответствуют действительности, что подтверждается следующими данными.
1. На предварительном следствии Пахомов заявлял, что он при вступлении в КПСС скрыл свою принадлежность к меньшевикам. В действительности же принадлежности к партии меньшевиков Пахомов при вступлении в КПСС и в последующем не скрывал, так как в своей автобиографии, находящейся в его личном деле, указывал, что он с 1912 по 1917 год состоял в партии меньшевиков.
2. Пахомов показывал, что в антисоветскую организацию правых он был вовлечен Рыковым в 1928 году и поддерживал связь с подпольным центром правых — Бухариным, Углановым, Антиповым, Смирновым А. П., Чубарем, Рудзутаком, Межлауком, Енукидзе, Каминским и по их заданию проводил вредительство, тогда как вышеуказанные лица на предварительном и судебном следствии в отношении Пахомова никаких показаний не давали.
3. Показания Пахомова о фактах вредительства органами предварительного следствия и судом проверены не были.
В настоящее время произведенной проверкой и материалами комиссий Министерства речного флота и Министерства морского флота установлено, что показания Пахомова о якобы проводимом им вредительстве не соответствуют действительности.
4. Пахомов давал показания, что до Октябрьской революции он вел провокаторскую работу.
Между тем проверкой, произведенной Главным архивным управлением МВД СССР, принадлежность Пахомова к агентуре царской охранки не установлена. Из архивных материалов видно, что Пахомов сам в 1914 году по подозрению в революционной деятельности арестовывался царской полицией и после его освобождения из-под стражи был подчинен негласному надзору полиции.
5. О работе в пользу иностранных разведок на предварительном следствии Пахомов показывал, что он непосредственной связи с ними не имел, а лишь давал указания Розенталю и Бронштейну передавать информацию иностранным разведкам. Однако по поводу этих показаний Пахомов на предварительном следствии заявлял отказ.
Розенталь и Бронштейн в отношении Пахомова показаний не давали. Органы Комитета государственной безопасности Союза ССР о принадлежности Пахомова к иностранным разведкам никакими материалами не располагают.
6. По показаниям Пахомова за принадлежность к антисоветской организации правых были арестованы работники Наркомвода — Сулимов, Лаписов, Романов, Кладько, Голованов и ряд других лиц. Однако они показаний о вербовке их Пахомовым в антисоветскую организацию не подтвердили.
Кроме того, из показаний Пахомова видно, что органы предварительного следствия добивались от него провокационных показаний на одного из руководителей партии и правительства.
По архивным партийным материалам Пахомов до ареста характеризовался положительно, как активный партийно-советский работник.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции принял участие в гражданской войне. Избирался делегатом X, XI, XIV, XV, XVI, XVII съездов КПСС. На XI съезде был избран кандидатом в члены ЦК КПСС, на XVII съезде был вторично избран кандидатом в члены ЦК КПСС.
В марте 1935 года за выдающиеся успехи в деле руководства работой по Горьковскому краю был награжден орденом Ленина и в январе 1936 года за перевыполнение плана перевозок 1935 года и за успехи в деле организации водного транспорта награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Расследование по делу Пахомова производили бывшие работники НКВД Николаев-Журид и Ушаков, которые в 1939 году за участие в заговоре и фальсификацию следственных дел осуждены к расстрелу.
На основании изложенного полагаю, что приговор по делу Пахомова подлежит опротестованию для прекращения и реабилитации Пахомова.
Прошу Ваших указаний[28].
За Генерального прокурора СССР Баранов
* На первом листе записки имеются подписи: «За. Н. Хрущев», «За — Н. Булганин», «За — К. Ворошилов», «За. Л. Каганович», «За. А. Микоян», «За. В. Молотов», «За. М. Первухин», «За. М.Суслов». — Сост.
28 Вместе с запиской П. В. Баранова в деле подшит проект постановления Президиума ЦК КПСС «О реабилитации Пахомова Н. И.». На этом проекте имеются следующие пометы: «Без оформления [протокольного решения]. 4.VIII.55. В. Чернуха» и «Т. Руденко сообщено. 5.VIII/55 Н. Соловьев» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 441. Л. 5).