Записка Р.А. Руденко в ЦК КПСС о реабилитации Н.К. Соколова и А.Г. Самуленко. 1 июля 1955 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1955.07.01
Источник: 
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 227-228
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 194–195. Подлинник. Машинопись.

№ 25

Записка Р.А. Руденко в ЦК КПСС о реабилитации Н.К. Соколова и А.Г. Самуленко*

ЦК КПСС

Прокуратурой СССР проверено судебное дело Соколова Николая Константиновича и Самуленко Арсения Герасимовича. Проверкой установлено:

Соколов Н.К., бывший член КПСС с 1918 года, бывший председатель Правления Государственного Банка СССР, арестован 21 — го декабря 1940 года и Самуленко А.Г., бывший член КПСС с 1925 года, бывший заместитель председателя Правления Государственного Банка СССР, арестован 20 октября 1940 года, были осуждены 9 июля 1941 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу.

Соколов и Самуленко обвинялись в том, что они являлись участниками контрреволюционной право-троцкистской организации в интересах которой проводили вредительскую работу в Государственном Банке СССР и, кроме того, занимались шпионажем в пользу германской разведки.

На предварительном следствии Соколов и Самуленко продолжительное время отрицали совершение каких-либо преступлений, но затем виновными себя признали, однако по существу предъявленного им обвинения дали противоречивые показания.

Так, Самуленко показал, что в контрреволюционную организацию он был вовлечен в 1939 году Соколовым и что последний передавал германской разведке секретные сведения о валютных операциях Государственного Банка СССР.

Соколов же на очной ставке с Самуленко заявил, что он Самуленко в контрреволюционную организацию не вербовал и что шпионскую связь с германской разведкой поддерживал не Соколов, а Самуленко.

Характерно отметить, что ни Соколов, ни Самуленко не указывают, когда и при каких обстоятельствах они связались с германской разведкой и каким образом эта связь осуществлялась.

Свои показания Самуленко и Соколов подтвердили и в суде (дела слушались раздельно).

В качестве доказательств виновности Соколова к его делу были приобщены показания арестованных по другим делам Бидермана Л.М. и Гиндина М.М., однако при проверке установлено, что оба они впоследствии от своих показаний отказались и виновными себя не признали. Дело Гиндина М.М. в августе 1954 года было пересмотрено и прекращено.

Установлено также, что бывший заместитель наркома финансов СССР Гричманов, завербовавший якобы Соколова в контрреволюционную организацию, никаких показаний о нем не дал и сам виновным себя не признал.

Таким образом, участие Соколова и Самуленко в контрреволюционной организации и их связь с германской разведкой при проверке не подтвердились.

Наряду с этим из имеющихся в деле материалов видно, что Соколов и Самуленко, как бывшие руководители Государственного Банка СССР, допустили ряд серьезных недостатков в его работе, за что были сняты с занимаемых ими должностей, однако материалами дела и дополнительной проверки не установлено, что эти недостатки явились результатом их вредительской деятельности.

В связи с этим, 18 июня 1955 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР, по моему протесту, приговор в отношении Соколова Н.К. и Самуленко А.Г. отменила и дело, за недоказанностью предъявленного им обвинения, в уголовном порядке прекратила.

Р. Руденко

* На первом листе записки имеются резолюции: «За. Н. Хрущев», «За — Н. Булганин», «За — К.Ворошилов», «За — Л.Каганович», «За — Г. Маленков», «За — А.Микоян», «За — В. Молотов», «За — М. Первухин», «За — М. Суслов»; на втором листе — помета «Сообщено т. Руденко. 9/VIII.55. Н. Соловьев». — Сост.