Записка Р.А. Руденко и И.А. Серова в ЦК КПСС о реабилитации группы бывших болгарских политэмигрантов. 31 января 1955 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1955.01.31
Метки: 
Источник: 
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3-х томах. Том 1. Стр. 188-189
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 42–43. Подлинник. Машинопись.

№ 1

Записка Р.А. Руденко и И.А. Серова в ЦК КПСС о реабилитации группы бывших болгарских политэмигрантов*  

ЦК КПСС

Прокуратурой Союза ССР и Комитетом госбезопасности при Совете Министров СССР рассмотрены материалы архивно-следственных дел по обвинению бывших болгарских политэмигрантов Исакова Давида Наимовича, Минчева Михаила Христофоровича, Лулчева Ганчо Ивановича, Славова Минчо Дымова, Четникова Георгия Георгиевича, Чикалова Кирилла Янаковича, Михайлова Георгия Георгиевича, Квартирникова Панайота Михайловича, Илиева Матвея Тосиевича, Глебова (он же Атанасов) Владимира Петровича, Касаветова Ивана Райковича, Коен Иосифа Садиковича, Тошевой Златильды Тасковны и Катева Христиана Ташевича.

Перечисленные лица были арестованы органами НКВД в период 1935–1939 гг. и осуждены Михайлов, Квартирников, Тошева, Катев и Глебов за контрреволюционную деятельность, а остальные по подозрению в шпионаже к различным срокам наказания.

На следствии, как это видно из материалов дел, в предъявленном обвинении виновными себя признали только Минчев, Четников, Квартирников, Илиев, Касаветов, Тошева и Коен. Однако в последующем все они от своих показаний отказались как от вымышленных, данных ими в результате применения мер физического воздействия.

Следует при этом отметить, что никакими доказательствами «преступной деятельности» большинства из перечисленных выше лиц органы следствия не располагали.

Вместе с тем, не могли служить основанием для ареста и осуждения приобщенные к делу свидетельские показания в отношении Михайлова и Квартирникова. Помимо того, что эти показания неконкретны и противоречивы, они опровергаются другими документами.

Например, имеющимся в деле подлинным письмом Георгия Димитрова Квартирников характеризуется «как активный и стойкий коммунист, преследовавшийся болгарскими властями и оказавший партии ряд ценных услуг».

Произведенной в настоящее время дополнительной проверкой установлено, что все перечисленные выше лица были арестованы и осуждены необоснованно.

В связи с этим Прокуратура Союза ССР и Комитет госбезопасности при Совете Министров СССР считают возможным опротестовать решения Особого Совещания при НКВД СССР в отношении Исакова, Касаветова, Михайлова, Илиева, Коен, Чикалова, Минчева, Квартирникова, Лулчева, Славова, Четникова, Тошевой, Катева и Глебова на предмет прекращения дел и полной их реабилитации.

Просим Вашего согласия[1].

Генеральный прокурор Союза ССР Р. Руденко

Председатель Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР И. Серов

* На первом листе записки имеется следующая резолюция: «Чл[енам] През[идиума] ЦК. Согласен. Н. Хрущев». — Сост.

1 См. также документ № 18 раздела IV.