Из докладной записки № 17290 УНКВД по Орловской обл. об откликах населения в связи с заключением советско-германского пакта о ненападении и вступлением войск РККА на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. 22 сентября 1939 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1939.09.22
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 798-801
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 6. Д. 184. Л. 273-278. Подлинник.

№ 310

Начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР

майору госбезопасности тов. Федотову

Основная масса населения г. Орла и области речь председателя Совета народных комиссаров Союза ССР и Народного комиссара иностранных дел тов. Молотова о решении советского правительства взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии встретило с полным удовлетворением.

На митингах трудящиеся города и деревни выражают свое глубокое патриотическое чувство и готовность в любую минуту выступить па защиту родины, за освобождение зарубежных братьев от гнета и бесправия, за создание им свободной, счастливой, мирной жизни. Трудящиеся города и деревни берут на себя обязательства по досрочному выполнению производственных планов в колхозах, на фабриках и заводах, активизируют работу кружков по изучению военного дела, организуют лекции по вопросам международного положения, с большим интересом и воодушевлением следят за продвижением Красной Армии в Западной Украине и Западной Белоруссии.

Так, рабочие Стародубского сушкомбината «Главплодоовощь» на митинге заявили: «Мы должны поднять еще выше стахановские методы труда и усиленными темпами, как один, овладеть военной техникой и в любую минуту быть готовыми по зову нашей коммунистической партии и Советского правительства стать на защиту нашей социалистической родины».

Рабочие и служащие ж/д станции Стародуб на митинге заявили: «Поднимем еще выше стахановское движение и будем держать транспорт в полной боевой готовности». «Хорошо, что наши начали воевать с Польшей, иначе немец мог бы близко подойти к границам СССР. Гитлеру верить нельзя. Если меня потребуют в Красную Армию, я с удовольствием пойду и в любую минуту готов отдать свою жизнь за советскую родину» (колхозник к[олхо]за «Искра» Емельяненко, Стародуб[ский] р[айон]). «Если потребуется, все как один, пойдем на защиту родины, и враг не посмеет завязаться с нами. Сдаваться не будем. Я сама, если возьмут, пойду помогать и буду работать сестрой милосердия» (домохозяйка г. Карачева Коршунова). «Я ничего не боюсь, ибо наш Советский Союз силен и технически хорошо оснащен. Я никому не поверю, чтобы нас мог кто-нибудь победить» (счетовод Карачевской ф-ки № 26 Калужина). «Польское правительство совершенно обанкротилось и свой народ бросило на произвол судьбы. Мы войны не желаем, но под свое покровительство возьмем наших братьев украинцев и белорусов» (рольщик Карачевской ф-ки Пшеничный). «Решение Правительства СССР совершенно правильное, мы не должны ожидать, пока враг будет возводить укрепления у нашей границы и не должны смотреть равнодушно, когда враг издевается над бедным крестьянином Белоруссии и Украины. Если Правительство призовет и меня, я, не щадя своей жизни, буду защищать свою родину» (допризывник Карачев[ского] района Горшков). «Решение Правительства, безусловно, правильное, потому что народы Белоруссии и Украины сами просят, чтобы мы помогли им, т.к. они брошены польским правительством на произвол судьбы. Я считаю, что наша доблестная Красная Армия покажет свой героизм, как показала Японии на оз. Хасан» (колхозник к[олхо]за «Заветы Ильича» Комаричского района Мазнев). «Наше Правительство хорошо сделало, решив оказать помощь зарубежным братьям. В Западной Украине и Белоруссии буржуазия издевается над детьми, матерями и стариками. Если бы меня послали на польскую границу, то моя задача состояла бы в том, чтобы беспощадно бить как польскую буржуазию, так и всю фашистско-гитлеровскую свору» (колхозник к[олхо]за «Свободная страна» Комарич[ского] района Симкин). «Советское правительство поступило мудро и правильно, нам ничего не остается делать, как оказать помощь братьям Западной Белоруссии и Украины, которые подверглись мучительному разорению, благодаря незадачливому польскому правительству. Если мне скажут пойти защищать свою родину, я [с] большой радостью пойду и буду драться до последней капли крови» (сотрудник Комаричск[ого] РО связи Кузнецов).

Среди отдельных категорий населения отмечается некоторая растерянность и неодобрение мероприятий Советского правительства по оказанию помощи населению Западной Украины и Западной Белоруссии. Высказывают опасение, что переход нашими войсками польской границы вызовет коллективное выступление капиталистических держав против СССР. Так:

«Напрасно наши части пошли с лозунгами в Польшу, это провокация всех капиталистических государств, они скоро нам объявят войну и нам одним трудно будет с ними бороться» (колхозник колхоза «Красный комбинат» Стародубского района Руденок). «Напрасно наши части пошли в Польшу, Гитлер хитрый, немецкая армия умная, я ее хорошо знаю. Советскому Союзу все равно не устоять, он заберет Польшу, а потом пойдет и против нас» (колхозник колхоза «Искра» Стародуб[ского] района Емельяненко). «Напрасно наши перешли границу, т.к., видимо, теперь поляки, германцы, французы и англичане повернут штыки на нас и скажут нам, не хотели сидеть спокойно, так вот получайте, ведь не зря же германский самолет перелетел на нашу территорию» (бухгалтер Карачевской ф-ки № 26 Дубровин). «Выходит, что Советский Союз сам нарушил договор, а теперь Франция и Англия как заключившие договор о взаимопомощи с Польшей должны выступить против нас» (столяр Карачевской ф-ки им. 1 мая Логвинов). «Франция ведет войну с Германией только для того, чтобы затуманить глаза других стран, у них есть договор общими силами напасть на нас. Если начнется с ними война, то пощады никому не будет, умирать будут не только на фронте, но и здесь, т.к. они будут уничтожать всех и особенно молодых, как класс. Фашисты очень злы на нас за то, что наши при разоблачении их наймитов расправляются с ними расстрелом» (рабочая Карачевской ф-ки им. 1 мая Пучкова). «У нас же был заключен пакт о ненападении с Германией, а теперь, видимо, придется воевать с ними, а главное, ведь мы сами нарушили этот пакт, и зачем нам только эта война, трудно понять эту политику» (допризывник Комаричского района Корнеевич). «Гитлер очень хитрый, подружился с Советским Союзом для того, чтобы обмануть нас и, прибрав к рукам Польшу, безусловно возьмется за нас. Ну а поляки — это известные дураки, они не могут себя защитить, а поэтому им больше всех и попадает. Теперь Советское правительство убедилось, что Гитлер нас подкузьмил, но уже поздно, Гитлер почти всю Польшу [занял], укрепился там, и теперь нам воевать с ним трудно» (рабочий Лопандинского сах[арного] комбината Комарич[ского] района Чижов). «Конечно, у Германии с Советским Союзом не может быть искренней дружбы, и заключение договора с СССР — это просто маневр Гитлера. Гитлер мужик умный и хитрый, хотя и говорят, что он обыкновенный быв. унтер-офицер из семьи рабочего, а все же он молодец, здорово кроет поляков, они будут помнить, с кем нужно было дружить. Жаль только, что, видимо, Гитлер после Польши договорится с Англией и Францией и общими силами пойдут воевать против нас» (рабочий Лопандинского сах[арного] комбината Комаричского района Темнов). «Ну, теперь ясно, что Англия и Франция объявят нам войну, поскольку они являются союзниками Польши, а англичане-то нам и страшны, т.к. они примутся топить наши кораблики» (руководитель группы механизации элеваторно-складского сектора Орл[овской] к[онто]ры «Заготзерно» Григорович).

Со стороны а/с элемента отмечены факты распространения провокационных слухов и высказывания явно к.-р. пораженческих настроений. Так:

«Когда же кончится эта комедия, когда перестанут издеваться над населением? Народ гонят на войну, в кооперативах ничего нет, и войну эту сами же устроили, зачем нам Польша, говорили, что чужой земли не хотим, а теперь заставляют переходить границу и бить бедных поляков» (шофер Комаричского Торга Осипов). «Советская власть все говорила, что войны нет и войны мы не хотим, а получается наоборот, на войну гонят людей, оставляют по семеро детей, теперь верить никому нельзя, но все равно Германия победит Советский Союз, она сильнее нас» (колхозник колхоза «Искра» Комаричского района Аксенов). «Конечно, с Германией мы никогда не можем дружно жить и заключенный договор — это просто обман друг друга. Теперь русские войска начнут вести бой с немцами, я еще когда был в плену в Германии, то тогда еще слыхал от них, что они собираются во что бы то ни стало покорить Россию и сделать ее культурной страной, такой же, как Германия. Немцы очень образованный народ, не то что русский, в этом могут все убедиться. Вот видите, он забрал Чехословакию, Австрию, и никто там не сопротивлялся и не сопротивляется, потому что им жить стало лучше, если он завоюет и Советский Союз, то нам тоже не хуже будет жить, чем сейчас живем» (рабочий Лопандинского сах[арного] комбината Комаричс[кого] района, в прошлом зажиточный крестьянин Чижов А.М.). «Дождались колхознички жизни, теперь у вас все отберут на войну, а сами будете подыхать с голоду, мы же будем жить неплохо, потому что мы единоличники» (единоличник, активный церковник Комаричс[кого] района Шатунов). «Хотя бы скорей Германия к нам пришла, тогда и порядки бы у нас переменились, Гитлер освободил сыновей бы наших из тюрьмы» (житель пос. Будановка Карачев[ского] района, в прошлом твердосдатчик Жилин). «Как вам нравится трюк с Польшей? Раз-два, и Польша уже наша. Точь-в-точь как у Гитлера с Австрией получилось, так и мы без единого выстрела заберем полгосударства» (инженер конторы Главметаллсбыта Невструев).

Начальник Управления НКВД по Орловской обл.

капитан госбезопасности Фирсанов

Начальник 2[-го] отдела УГБ

cm. лейтенант госбезопасности Ямпольский