Из спецсообщения № 1862 УНКВД по Калининской обл. об откликах населения в связи с заключением советско-германского пакта о ненападении и вступлением войск РККА на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. 20 сентября 1939 г.
№ 308
Начальнику 2[-го] отдела ГУГБ НКВД СССР
майору госбезопасности тов. Федотову
Речь тов. Молотова В.М., произнесенная им по радио 17 сентября87, со стороны населения г. Калинина и области вызвала полное одобрение. Во время трансляции речи на многих предприятиях, [в] учреждениях и на площадях было организовано, а кое-где образовалось стихийно коллективное слушание, во время которого основная масса слушавших речь показывала особое воодушевление, открыто демонстрируя свое удовлетворение правительственным сообщением о переходе Красной Армией границы для оказания братской помощи населению Западной Украины и Западной Белоруссии.
По окончании речи тов. Молотова по радио на предприятиях, [в] учреждениях, учебных заведениях и призывных пунктах города и области, а также и в колхозах были проведены массовые митинги, на которых присутствующие также с большим воодушевлением и одобрением встретили решение правительства о помощи украинскому и белорусскому народу, населяющему Польшу. На этих же митингах принимались резолюции о повышении производительности труда, увеличении выпуска продукции, уплотнении рабочего дня и т.п. Наряду с подъемом патриотического духа среди населения фиксируются факты, свидетельствующие о том, что речь тов. Молотова оказала сильное влияние в смысле успокоения той части населения, которая в связи с призывом нескольких возрастов запасных в кадры РККА проявила некоторую растерянность.
По состоянию на 19 сентября зафиксированы следующие характерные высказывания. «Политика нашего правительства верная, и оно правильно использует момент, чтобы оказать помощь украинцам и белорусам, проживающим на территории Польши» (Димаков — служащий). «Переход Красной Армией польской границы является защитой собственных интересов СССР. Ожидать того, когда Гитлер, забрав всю Польшу, а потом укрепится на нашей границе и объявит нам войну, гак лучше сейчас принять необходимые меры» (Клайпис — служащий). «Наше правительство мудрое. Чем ждать, когда Германия займет всю Польшу, а потом объявит нам войну, лучше перейти границу и вести войну на территории Польши» (разговор после коллективного слушания речи тов. В.М. Молотова). «Тов. Молотов своей речью растрогал народ до слез. Мы сумеем защитить свою дорогую родину. Народ от мала до велика проникнут энтузиазмом и любовью к своему отечеству. Пусть попробуют господа капиталисты и нашего пороха» (Караваева К.К. — домохозяйка). «Я приветствую решение правительства и по первому призыву партии и правительства готов грудью защищать нашу счастливую родину» (Рыжов — ученик средней школы). «Яснее того, как сказал тов. Молотов, сказать нельзя. Мы должны выполнить задачу, стоящую перед нами, с честью» (Есинова А.С. — медработник). «Какой сильный патриотизм проявляется у народа в связи с речью тов. Молотова. У народа большой подъем и воодушевление. Все одобряют решение правительства о переходе польской границы Красной Армией для оказания помощи польскому народу» (Ипполитов — служащий). «Все прекрасно. Нужно защищать своих братьев и родину. Если даже наш Алеша не вернется с фронта, будем знать, что он погиб как герой» (разговор между родителями). «Решение нашего правительства верное. Видя украинцев и белорусов, мы не хотим их оставить беззащитными, мы должны помочь им» (Петров). «Наши враги еще раз познакомятся с силой советского народа и оружия» (Мержулов). «Наши летчики и танкисты покажут им, как издеваться над нашими братьями» (разговор в магазине).
Кроме положительных настроений и высказываний имеют место разговоры и отрицательного характера. «Раз мы перешли польскую границу, то это уже есть нарушение договора с Германией» (Четвериков — служащий). «При заключении договора о ненападении с Германией было согласовано, что часть Польши возьмет Германия, а часть мы. Вот теперь и осуществляем это» (Спиридонов). «Зачем нужно было переходить польскую границу. Ведь этим самым мы нарушаем договор. Нам за такую храбрость могут нащелкать» (Плюшов). «Как бы хуже не получилось. Ведь Германия может объявить нам войну. Вот и втянуты мы в настоящую войну» (Соколов). «Может быть[,] теперь Франция, Англия и Германия договорятся и вместе выступят против СССР. Тогда нам придется вести длительную войну» (Иванов — служащий). «Я говорил, что имеется договоренность между нами и Германией о разделе Польши. Вот вам факт налицо» (разговор в магазине). «Тов. Молотов объяснил, что не нужно запасаться продуктами, т.к. их у нас якобы хватит намного. Однако что-то в магазинах пока пусто» (разговор между покупателями). «А все-таки запас не помешает, купим, и пусть лежат» (домохозяйки). «Что же будем делать, если война продлится долго. Не нужно было начинать войну» (Кузнецова).
Однако наряду с тем а/с элементы стараются создавшуюся обстановку использовать в своих к.-р. целях, распространяя различного рода провокационные измышления, клевету на руководителей партии и правительства, проводя при этом ярко выраженную а/с агитацию. Наиболее характерными фактами по этому вопросу являются следующие. [...]
По районам области
«Гитлер посмотрит, посмотрит, а потом и возьмется за большевиков, они у него поперек горла стоят. Ведь большевизм проник и к ним, только Гитлер там коммунистам ходу не дает». «О том, что Красная Армия сильна, это басня. В армии-то крестьянские дети, и они знают, каково живется их родителям. Загнали всех в мешок да туго завязали, и дыши, как хочешь. Надоело это положение народу, ни отдыха, ни свободы, хуже, чем на барщине» (Ваулин — быв. твердозаданец, Овинищенский район). «Раз нас Советская власть разорила, то мы ее защищать не будем, а будем защищать немцев» (Иванова — быв. хуторянка, Плоскошский район). «Вот хорошо, что началась война. Довольно коммунисты пили нашей крови, теперь стало видно, что мы скоро будем сосать кровь коммунистов. Какая бы война ни была, но хуже нам не будет, чем сейчас. Нас коммунисты силой загоняют в колхозы, а скоро мы их будем загонять в болота» (Туркин В.А. — Нерльский район). «Люди живут голодные, купить ничего невозможно. У колхозников все берут за гроши, а за тот же хлеб с нас берут втридорога. Зато наши руководители сыты и обуты. Выдумали теперь новый налог. Теперь наш колхоз ежегодно должен будет сдавать государству до 1500 кг мяса, это значит ежегодно будем сдавать 10 коров. Ведь это просто грабеж. Понятно, что после этого работать никто не будет. Война должна нас вывести из этого положения» (Терентьев С.С. — Нерльский район). «Хоть бы скорее война началась по-настоящему, тогда бы этих ... не стало. Я первый пойду против соввласти» (Баранов Я. — брат осужденного за к.-р. деятельность, Пустошкинский район).
По всем активным а/с проявлениям ведется расследование для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Начальник Управления НКВД по Калининской области
полковник Токарев
Начальник 2 [-го] отдела УГБ УНКВД
cm. лейтенант госбезопасности Адарчук
87 17 сентября 1939 года части Красной Армии перешли польскую границу. В тот же день В. М. Молотов выступил по радио с речью, в которой он объяснял причины такого решения. Как говорилось в его речи и в ноте правительства СССР, переданной польскому послу в Москве, после быстрого крушения польской армии в войне с Германией Советский Союз, желая обеспечить свою безопасность и взять под свою защиту жизнь и имущество «единокровных» украинцев и белорусов, проживающих на территории польского государства, распорядилось о вступлении войск Красной армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии.