Спецсообщение № 19268/8 УНКВД по Архангельской области о вскрытии вредительской организации в животноводстве. 29 мая 1939 г.
№ 283
Начальнику ГЭУ НКВД СССР
Существовавшая в Архангельской области к.-р. вредительская правошпионская организация ставила своей задачей массовое уничтожение животноводства в области, в частности, племенной скот Холмогорской породы; участники этой организации травили скот через корм, распространяли заболевания, подрывали кормовую базу в совхозах и колхозах и запустошали пастбища, этим самым они пытались заглушить совсем развитие холмогорки не только в районах Архангельской области, но и в районах других областей Советского Союза, госплемрассадник является базой, поставляющей молодняк для развития холмогорок во все районы и области Советского Союза.
Архангельский областной земельный отдел, а на местах райЗО в ряде случаев игнорируют развитие холмогорки в Архангельской области и с последствиями вредительства в этой области борьбы не ведут. В результате чего прирост холмогорки по Холмогорскому госплемрассаднику за два года (1937 и 1938 гг.) составляет только 6,1 %, тогда как по Госплану ежегодный прирост молодняка должен выражаться в 7,3 %. В ряде госплемрассадников имеются случаи большого количества падежа холмогорок и убой их. Планы реализации племмолодняка систематически срываются, так, например:
В 1936 г. по плану Холмогорский госплемрассадник должен реализовать молодняка породы холмогорок 8780 голов, а реализовал только 6480 голов, в 1937 г. требовалось реализовать 9445 голов, реализовалось только 6569 голов, в 1938 г. требовалось вывезти 10 500 голов, вывезено 6130 голов; такие колхозы, как «Большевик», «Трудовик», им. Калинина (Холмогорский район) в 1938 г. из числа законтрактованных холмогорок не сдали ни одной головы. Аналогичное положение в ряде других колхозов.
В 1936 г. по Холмогорскому госплемрассаднику пало крупного рогатого скота 1245 голов, в том числе телят рождения 1936 г. — 797 голов, в 1937 г. пало 1768 голов, в том числе телят 1228 голов, а в 1938 г. пало только одних телят 1177 голов.
В Приморском районе падеж телят в 1938 г. только по 9 колхозам района достигал 177 голов, или 18,7 % от числа родившихся в 1938 г.
В колхозе «Новый путь» Архангельского района из числа законтрактованных 127 голов пало 23 головы. Убой молодняка в 1938 г. принял в районе угрожающие размеры, например, в колхозе «Организатор» было убито 25 голов, в колхозе «Большевик» — 30 голов, в колхозе «Путь Ленина» — 29 голов. Холмогорским райЗО в 1938 г. зарегистрировано до 400 случаев забоя молодняка.
Ветеринарная обработка молодняка поставлена безобразно плохо, имеется ряд случаев завоза на базы племзаготконтор и отгрузок лишайного молодняка, так, например:
На Архангельской базе заготплемконторы стоит 12 телят, больных лишаем, завезенных из Холмогорского госплемрассадника, в Мурманском совхозе «Арктика» стоит до 100 голов в карантине. В 1938 г. из-за стригущего лишая только по Емецкому району сорвана приемка молодняка по 13 колхозам. В колхозе «Новый путь» Архангельского района, по данным 1938 г., пало 76 голов, пораженных стригущим лишаем, и 84 головы находились в карантине.
В конце 1938 г. Архангельской заготплемконторой в адрес Каргопольской ветлечебницы были заброшены две партии племмолодняка, из первой и второй партии оказалось много болеющих стригущим лишаем. Заражены стригущим лишаем племскот в колхозах им. Ежова, им. Кирова, им. Ленина, им. Дмитрова Холмогорского района и колхоза «Красная заря» Архангельского района.
В ряде колхозов Холмогорского района скот не обеспечивается кормами, надлежащего ухода за ним нет и содержится в антисанитарном состоянии, в результате имеется среди животных вшивость.
В 1938 г. правительством организована Холмогорская опытно-зонная станция при племсовхозе, целью которой является научная и практическая разработка вопросов животноводства и кормодобывания. В результате бездеятельности руководителей земорганов строительство этой станции срывается. Штат специалистов и научных работников полностью не укомплектован. Жилпомещений для специалистов нет.
Полный штат работников для станции установлен в количестве 35 чел., в том числе научных работников 14 чел., фактически, по состоянию на 1 апреля 1939 г., имелось всего на станции только 11 чел., из них научных работников — 6. В плане работ запроектирована организация химической лаборатории, директор Быков помещения для лаборатории не отвел. Станция фактически находится без помещения. Бытовые условия научных работников станции отвратительные, работники станции живут на частных квартирах, а некоторые — в доме колхозника. В результате среди специалистов проявляются нездоровые настроения, так, например:
Зоотехник Голубев в беседе со специалистом Зорянко говорил: «Было бы хорошо, если Наркомзем не утвердил темы “Пожизненный раздой коров”, я бы тогда смотал удочки». Инженер строительства Магда заявил: «Лесу строительного много, но строительство станции срывается, потому что Быков (директор племсовхоза) не дает лошадей для возки леса, а я сижу здесь, как паразит, обреченный на ничегонеделание и перспектив в работе не вижу — думаю уходить». Закупленный лес — 2 тыс. кубометров — на строительство опытной станции к месту строительства не подвозится. О чем и доводим вас до сведения.
Зам. начальника УНКВД по Архангельской области
капитан госбезопасности Почтовский
И.о. начальника ЭКО УНКВД по Архангельской области
мл. лейтенант госбезопасности Шнюков