№ 61. Докладная записка наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК СССР В. М. Молотову о форсировании оснащения РККА радиоустановками по обнаружению самолетов — 25 января 1939 г.
№ 61. Докладная записка наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК СССР В. М. Молотову о форсировании оснащения РККА радиоустановками по обнаружению самолетов[1]
25 января 1939 г.
Совершенно секретно.
В настоящее время посты воздушного наблюдения РККА не имеют на вооружении технических средств, обеспечивающих возможность обнаружения самолетов, находящихся в воздухе на любых высотах и в любую погоду: как днем, так и ночью. Таким образом, самолеты противника на больших высотах, в особенности ночью и в плохую погоду, могут незаметно перелетать через наши границы.
В 1938 г. в результате четырехлетней работы Ленинградского электрофизического института, опытного сектора при Управлении ПВО и Научно-исследовательского института связи и особой техники РККА[2] в последнем на принципе отражения ультракоротких электромагнитных волн были изготовлены в макетном оформлении две радиоустановки по обнаружению самолетов. Каждая такая радиоустановка состоит одного передающего и двух приемных радиоустройств. Эта радиоустановка имеет условное название “Ревень”.
Радиоустановка “Ревень” позволяет образовать электромагнитную завесу в любом направлении на протяжении до 70 км. Момент пересечения этой завесы самолетом (самолетами) отмечается записью на ленте (образцы — приложение 1) и сигналом в телефоне. В течение прошлого года с радиоустановкой “Ревень” были проведены всесторонние полевые испытания по обнаружению самолетов. Испытания проводились в различную погоду: как днем, так и ночью. Во время этих испытаний радиоустановка “Ревень” дала 100‑процентную надежность по обнаружению самолетов как днем, так и ночью при самых разнообразных метеорологических условиях при высоте подъема самолетов до 10 тыс. м. Выше 10 тыс. м самолеты не поднимались. Имеется уверенность, что радиоустановка “Ревень” будет обнаруживать самолеты на любых высотах. К отрицательным свойствам радиоустановки “Ревень” следует отнести то, что она не дает определения высоты и направления полета самолета (самолетов). Для определения направления полета самолета (самолетов) необходимо создавать несколько параллельных завес (приложение 2). Для определения же высоты полета самолета (самолетов) эта радиоустановка ни технических, ни организационных решений пока что не дает[3].
Кроме макетной радиоустановки “Ревень” в этом же институте РККА имеется и другая радиоустановка, оформленная лишь в виде лабораторного макета, которая по идее должна обеспечить возможность не только обнаружения самолетов, но и определения расстояний до них. Эта радиоустановка состоит из одного передающего и одного приемного радиоустройства, действующих на несколько ином радиотехническом принципе, чем радиоустановка “Ревень”. Условно она называется “Редут”.
Радиоустановка “Редут” позволяет обнаруживать самолеты, находящиеся впереди нее в секторе 30°, и определять расстояние до них с дальностью до 50‑60 км. Момент обнаружения самолетов, а также и определения расстояний до них, отмечается на специальном приборе (катодная трубка) своеобразными световыми изображениями (образцы фотографий — приложение № 3). Радиоустановка “Редут” всесторонних полевых испытаний не проходила, а потому ее как положительные, так и отрицательные свойства еще окончательно не выявлены[4].
Вышеуказанные радиоустановки могут применяться вполне самостоятельно и в комбинации одна с другой. Одновременное использование их для выполнения одной общей задачи позволит получить большее количество данных о самолетах противника, находящихся в воздухе на любых высотах и в любую погоду: как днем, так и ночью.
Обе эти радиоустановки могут быть смонтированными стационарно и на автомашинах. Передающее устройство “Ревень” смонтировано на двух автомашинах — ГАЗ‑ЗА и ЗИС‑6, а приемное — на одной автомашине ГАЗ‑ЗА.
Передающее и приемное устройства “Редут” могут быть смонтированными на трех автомашинах ЗИС‑6.
В целях скорейшего оснащения РККА радиоустановками по обнаружению самолетов считаю необходимым форсировать изготовление такой радиоаппаратуры, для чего обязать народного комиссара авиационной промышленности т. Кагановича М. М.:
1. К 15 мая текущего года изготовить опытные образцы 4 передающих и 12 приемных радиоустройств типа “Ревень”, смонтированных в автомашинах. Выпуск промышленностью к 15 мая радиоустановок “Ревень” в указанном выше количестве позволит НКО в летний и осенний периоды текущего года провести целый ряд всесторонних испытаний с этими радиоустановками в самых различных условиях тактической обстановки.
2. К концу 1939 г. дополнительно изготовить еще 4 передающих и 14 приемных радиоустройств “Ревень”, тоже смонтированных на автомашинах, с внесением в них необходимых изменений, которые будут выявлены в процессе испытаний первой партии в течение июня-июля месяцев текущего года. Выпуск промышленностью к концу 1939 г. радиоустановок “Ревень” в указанном выше количестве позволит с начала 1940 г. организовать завесы на некоторых наших главных направлениях.
3. Тоже к концу 1939 г. изготовить опытные образцы двух передающих и двух приемных радиоустройств типа “Редут”, смонтированных на автомашинах. Выпуск промышленностью к концу 1939 г. опытных образцов “Редут” позволит в течение зимы провести с ними всесторонние полевые испытания с тем, чтобы с весны 1940 г. можно было приступить к изготовлению опытной партии.
4. В 1939 же году подготовить промышленность к серийному выпуску в в 1940 г. радиоустановок “Ревень” как автомобильных, так и стационарных.
Заявка НКО на серийный заказ будет дана НКАП не позднее 15 августа текущего года.
Приложение: 1) образцы записей на ленте; 2) схема завес в три линии; 3) образцы фотографий; 4) проект правительственного постановления[5].
К. Ворошилов
Примечания:
[1] Публикуется по копии, направленной наркому авиационной промышленности СССР М. М. Кагановичу.
[2] Опытный сектор разведки и наведения ПВО был создан в декабре 1935 г. путем преобразования конструкторского бюро Управления противовоздушной обороны РККА. Его штат состоял из 30 чел., в том числе: 11 инженеров, 1 техник и комендантский взвод. Задачами опытного сектора являлись: комплексное изучение вопросов противовоздушного наблюдения и средств управления, полигонные испытания аппаратуры, сбор и накопление опытных данных по регистрации полетов самолетов. За ним сохранялись также и функции, которые ранее выполняло КБ УПВО. Для опытной эксплуатации радиосредств обнаружения сектору выделили направление на восток от Москвы, где предполагалось построить систему радиообнаружения, проводить испытания и накапливать опыт. В конце декабря 1936 г. он перешел в Техническое управление РККА, с подчинением Научно-испытательному техническому институту РККА (НИТИ РККА), но уже 21 января 1937 г. передан в непосредственное подчинение начальника Технического управления РККА. После объединения Технического управления РККА с Управлением связи РККА 26 июля 1937 г. в августе 1937 г. сектор передали в Управление связи РККА, а проведение работ по аппаратуре радиообнаружения поручили Научно-исследовательскому и испытательному институту связи (НИИИС) РККА. План опытного сектора на 1938 г. состоял из следующих направлений: экспериментальные установки системы радиообнаружения линейного типа на УКВ; лабораторные установки радиодальномера на УКВ для обнаружения самолета и определения расстояния до него; лабораторный макет “Радиокоординатор” (радиообнаружитель для ЗА) на ДЦВ.
[3] Система дальнего радиообнаружения “Ревень” была разработана группой инженеров НИИИС РККА к концу 1937 г. В ее состав входили передающая и две приемные станции, смонтированные на грузовых автомашинах. Система использовала непрерывное излучение, модулированное звуковой частотой, интерференционный способ обнаружения цели и работала по схеме “завесы”. Автомашины располагались на местности так, что передающая станция находилась в центре линии между приемными станциями на расстоянии 30‑40 км сзади каждой из них. Антенны развертывались в автомашинах с использованием отдельных мачт. Передающая станция создавала в стороны приемных направлений диаграмму излучения, при пересечении которой самолеты обнаруживались приемными станциями по отраженным сигналам. Длина “завесы” составляла 60‑80 км. В августе 1939 г. система успешно прошла полигонные и войсковые испытания в Киевском военном округе. В сентябре 1939 г. она была принята на вооружение РККА под обозначением РУС‑1 (“радиоулавливатель самолетов первый”), Это название отвечало назначению системы — обнаруживать факт пересечения самолетом определенной линии. РУС‑1 предполагалось применять непосредственно у государственных границ СССР. Постановлением Комитета обороны СССР № 46сс от 26 января 1940 г. промышленности было дано задание изготовить и поставить к 1 июля 1940 г. 50 комплектов установок РУС‑1: 40 — НКО и 10 — НКВМФ. Установки РУС‑1 в составе Ленинградского корпуса ПВО впервые использовались во время войны с Финляндией. Они обеспечивали командование информацией о маршрутах полетов самолетов противника. В апреле 1940 г. станции РУС‑1 перебазировали в Закавказье. До 22 июня 1941 г. было выпущено 45 комплектов РУС‑1, которые в период Великой Отечественной войны применялись в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья. Дальнейшее производство этих установок прекратилось, так как на вооружение начали поступать станции дальнего обнаружения РУС‑2, которые обладали более широкими возможностями. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 28. Д. 96. Л. 56.).
[4] Первая экспериментальная радиолокационная станция “Редут” с импульсным излучением была создана в 1937 г. 15 апреля 1937 г. установка прошла испытание под Москвой, показав возможность обнаружения самолета на расстоянии около 7 км. Следующий эксперимент провели 10 мая 1937 г. Самолет, находившийся на высоте 1500 м, был обнаружен на расстоянии 12,5 км, при этом отраженный сигнал, зафиксированный на индикаторной трубке, мог быть сфотографирован. Визуально наблюдатель мог определить по индикатору наличие отраженного от самолета сигнала при удалении самолета на дальности до 17 км. 16 мая провели испытания по обнаружению звена самолетов Р‑5, которые были замечены на расстоянии 15 км. Опыты показали реальную перспективу использования РЛС с импульсным излучением для обнаружения самолетов на дальностях, соответствующих требованиям войск ПВО, а также преимущества импульсного метода. Началась комплексная разработка импульсной аппаратуры с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Новый макетный образец был подготовлен к середине 1938 г. Приемная станция располагалась на расстоянии 1000 м от излучающей и имела такую же антенну. Полученные характеристики РЛС удовлетворяли требованиям войск ПВО. Впервые “Редут” применили во время войны с Финляндией, на Карельском перешейке. В июле 1940 г. станция была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС‑2.
[5] Приложения 1‑3 в деле отсутствуют, № 4 — не публикуется (см. там же, Л. 174‑175). Принятое постановление см. документ № 71.
РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 483а. Л. 170-173. Заверенная копия.