Спецсообщение НКВД УССР о положении патронированных детей в колхозах Козельщанского района Харьковской обл. 20 января 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.01.20
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 396-397
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 4. Д. 1949. Л. 147-148. Заверенная копия.

№ 146

Спецсообщение НКВД УССР о положении патронированных детей56 в колхозах Козельщанского района Харьковской обл.

Сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) т. Яковлеву

Наркомпрос РСФСР — т. Бубнову

По сообщению Козельщанского райотделения НКВД, имеющиеся в колхозах патронированные дети находятся в исключительно тяжелых условиях. В колхозе «Червоний степ» с. Козельщина находится 30 патронированных детей. Необходимые условия для них не созданы. Кроватей имеется только 15, одеял — 6, простыни совершенно отсутствуют, белье и одежда у детей изорванные. Дети грязные и завшивлены. По этой причине школьники отказываются садиться на одной парте с патронированными детьми и издеваются над ними. Питание не налажено. Часто дети не получают достаточной пищи. Недавно патронированные дети подали правлению колхоза коллективное заявление с требованием улучшения питания.

Пред. колхоза, член партии Булавка преступно относится к патронированным детям и заявляет, что средств для их содержания колхоз не имеет. Между тем данный колхоз получает от районных организаций больше средств, чем др. колхозы.

В колхозе «Нова громада» с. Михайлики на 23 патронированных детей имеется только 13 кроватей и 5 одеял, подушки и белье отсутствуют. Дети ходят в грязной, изорванной одежде. В комнате, где помещаются дети, нет света, в связи с чем они не имеют возможности готовить уроки. Пред. колхоза, член партии Гончарь, больше занимается пьянством, чем работой в колхозе.

В колхозе «Червоний комбайн» Миргородщанского сельсовета имеющиеся 12 патронированных детей кормятся только картофелем и скверным хлебом. Нательного белья не хватает, дети завшивлены, 5 чел. больны чесоткой. В комнате, где живут дети, сыро и холодно.

В колхозе «Червоний партизан» с. Пески имеется 10 патронированных детей. Кроватей для них не хватает, одеял нет. Дети грязные, одеты плохо.

В колхозе «16 риччя жовтня» Пригаровского сельсовета 9 патронированных детей находятся в тяжелых условиях. Дети раздеты, нательного белья не имеют. 3 детей из-за отсутствия одежды не посещают школу. Питаются дети преимущественно картофелем и свеклой. Хлеба получают недостаточно. Пред. колхоза им. Сталина Литовченко, получив из райнаробраза средства для патронированных детей, купил обувь и одежду и раздал детям бригадиров. Часть одежды взял для своих детей.

Аналогичное положение отмечено и по др. колхозам. Сельсоветы никаких мер к улучшению положения патронированных детей не принимают.

Зав. райнаробразом Сумцов никакого внимания этому вопросу не уделяет, совершенно не контролирует расходование колхозами отпускаемых для содержания патронированных детей средств и занимается очковтирательством, указывая, что положение патронированных детей благополучно.

По существу информированы секретарь РПК и пред. РИКа. Одновременно сообщено райпрокурору для привлечения к ответственности лиц, преступно относящихся к патронированным детям. № 1099.

Рахлис

56    Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» был учрежден «патронат над детьми». Согласно этому документу, детей-сирот в возрасте от 5 месяцев до 14 лет можно было передавать на патронат в семью, в которой ребенок мог воспитываться до своего совершеннолетия. Подразделения взаимопомощи при сельских Советах, а также отделы здравоохранения и образования при городских администрациях обязывали осуществлять контроль над этой практикой, обеспечивая детям надлежащий уход (нарушение установленных правил каралось в соответствии с УК). На содержание каждого ребенка жителям сельской местности помимо ежемесячной субсидии в размере 25 руб. полагались дополнительные суммы на поддержание домашнего хозяйства и приобретение скота. Фактически данная мера стала вынужденной: как только детей «спецпереселенцев», выселенных в годы коллективизации, стали возвращать в родные места, детские дома и приюты не справлялись с этим потоком, и патронат оказался едва ли не единственным спасением.