Записки по прямому проводу НКВД БССР и УНКВД по Куйбышевской обл. о к.-р. провокационной деятельности враждебных элементов в связи с Всесоюзной переписью населения. 3 января 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.01.03
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 385-386
Архив: 
ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 4. Д. 306. Л. 56-60. Заверенная копия.

№ 140

Записки по прямому проводу НКВД БССР и УНКВД по Куйбышевской обл. о к.-р. провокационной деятельности враждебных элементов в связи с Всесоюзной переписью населения54

ЦК ВКП(б) т. Поскребышеву (для т. Сталина)

СНК СССР т. Могильному (для т. Молотова)

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Кагановичу

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Андрееву

Из Минска

В связи с переписью населения в ряде районов БССР вскрыты попытки враждебного элемента использовать перепись в контрреволюционных целях. Церковносектантский элемент распространяет следующие провокационные слухи: «Всех верующих будут высылать в особо отведенные для них районы, будут ставить клеймо на лбу, поэтому необходимо уходить в леса и уклониться от переписи»; «скоро будет война и перемена власти» (Крупский, Копаткевичский, Ветринский, Заславльский, Наровлянский и др. районы).

В отдельных районах отмечены факты отказов от участия в проведении переписи населения.

В Шарунском сельсовете Заславльского погранрайона во время инструктивного совещания по переписи населения комсомолец Гребенчиков и учитель Мисюк заявили: «Нам нет времени заниматься такими пустяками», — и самовольно ушли с совещания.

Учитель Любовинской школы Будо-Кошелевского района Долецкий на совещании счетчиков по переписи населения говорил: «Правительство выдумывает перепись и всякую ерунду, а горе от этого учителям, надо исполнять прихоти вождей, скоро каникулы, нам бы отдохнуть, а тут нашли работу».

4 января с.г. в дер. Пищалово Оршанского района произведено покушение на учительницу Шабуня и учителя Ивченко, которые были выделены в качестве переписчиков. Обоим нанесены ножевые ранения. По делу арестованы Крюковский Петр, 19 лет, сын быв. волостного старшины, произведший покушение, и его сообщники — Журнин, 21 года, ранее выбывший из комсомола за хулиганство, и Ищенко, 18 лет, колхозник. Ведется следствие. № 51054.

Каруцкий

Из Куйбышева

В Сурском, Торбеевском, Новоспасском, Борском, Сенгелеевском и др. районах а/с элементы, используя организационные недочеты и отсутствие массово-разъяснительной работы в связи с переписью населения, усилили а/с агитацию, направленную на срыв переписи, распространяя всякого рода провокационные слухи, призывая уклоняться от переписи.

Особую активность проявляют церковники и сектанты. В с. Полянки Сурского района сектанты-старообрядцы Шкуркин, Никитина и другие распространили слухи, что 6 января ночью будут ходить по домам и задавать вопросы: «Кто за Христа и кто за Сталина? Тот, кто запишется, что он за Христа, будет после переписи коммунистами расстрелян». В с. Елховка быв. лишенец Панкратов говорил: «6 января будет проведена Варфоломеевская ночь, все население будет вырезано». Шкуркин, Никитина и Панкратов привлекаются к ответственности. В с.с. Заплавном, Гвардейце-Борского района появились два бродячих старика-церковника, которые распространяли следующие слухи: «Перепись населения проводится для выявления числа народа, могущего участвовать в войне. Война уже началась. Крым эвакуирован». В с. Тушна Сенгелеевского района 8 единоличников-церковников отказались от переписи и заявили переписчикам, чтобы они к ним больше не являлись.

Аналогичные факты распространения провокационных слухов отмечены в Голицынском, Матвеевском и др. районах. Информированы совпарторганизации. № 77.

Леонюк

54    Вторая Всесоюзная перепись населения, признанная впоследствии «дефектной», была проведена как однодневная 6 января 1937 г. Подготовка к ней началась за полгода и включала в себя активную агитационно-пропагандистскую кампанию среди населения (издание наглядных материалов, выпуск брошюр, беседы и т.д.). Для проведения переписи в один день потребовался большой персонал счетчиков и контролеров-инструкторов, количество которых достигло 1,2 млн чел. Переписные листы содержали достаточно стандартные вопросы, ответы на которые должны были дать сведения о социально-демографическом, культурном, профессиональном составе населения. Среди вопросов наиболее острую и болезненную реакцию вызывал вопрос о религии. Каждый гражданин должен был выразить свое отношение к религии, а верующему следовало указать свое вероисповедание. Учитывая перманентно проходившие массовые антирелигиозные кампании, присутствие данного вопроса вызывало настороженность населения: одни отказывались отвечать на него, другие искали способы уклониться от переписи вообще. Отчасти с этим были связаны и факты обструкции и даже нападения на счетчиков, особенно имевшие место в сельской местности, где социальные слухи распространялись в самых разнообразных формах.

Так, в докладной записке нач. ЦУНХУ Госплана СССР И. А. Краваля И. В. Сталину и В. М. Молотову о предварительных итогах этой переписи отмечалось: «При подготовке переписи мы столкнулись с весьма активными попытками классово-враждебных элементов помешать ее проведению путем распространения враждебных слухов, особенно по вопросу о религии. Ряд фактов, как, например, имевший место в Лепельском округе БССР организованный отказ почти двухсот человек давать о себе сведения, свидетельствовал о том, что кое-где работали не отдельные люди, а контрреволюционные организации, стремившиеся к срыву переписи». Цит. по: Всесоюзная перепись 1937 года: общие итоги. Сб. документов и материалов. М., 2007. С. 36.