№ 18. Письмо руководства 17-го Главного управления НКОП СССР по минному оружию и Управления вооружений НКВМФ СССР наркому оборонпрома СССР М. М. Кагановичу и наркому ВМФ СССР П. А. Смирнову о состоянии минно-трального вооружения — 10 мая 1938 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.05.10
Источник: 
Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной Войны (1938 — июнь 1941). М.: Книжный Клуб Книговек, Москва, 2015. Стр. 147-148.
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 22. Д. 357. Л. 244-246. Подлинник.

№ 18. Письмо руководства 17-го Главного управления НКОП СССР по минному оружию и Управления вооружений НКВМФ СССР наркому оборонной промышленности СССР М. М. Кагановичу и наркому ВМФ СССР П. А. Смирнову о состоянии минно-трального вооружения[1]

10 мая 1938 г.

Совершенно секретно.

Докладываем о состоянии минно-трального оружия, производстве этого оружия и подготовке Военно-морского флота к его боевому использованию, просим наше письмо доложить лично т. Сталину и т. Молотову.

1. Положение с минно-тральным оружием и противолодочными средствами у нас создалось катастрофическое. Вредительство сильно поразило это оружие. У нас на снабжении флота большое количество образцов мин, тралов и противолодочных средств — всего около 35 образцов, и все они устарели, недоработанные, плохого качества. Нужные современные образцы не созданы. На испытании и разработке находились до 1938 г. около 50 образцов. Испытывались много лет, до конца ни один не доведен. Мы не продвинулись вперед с этим оружием, и оно у нас на уровне 1914 г., и далеко отстали от заграницы.

2. Минно-тральной организационной промышленности у нас, надо считать, нет. Изготовление этого оружия производится большей частью в уголках цехов на 50‑60 крупных заводах с невероятно большей кооперацией и в небольшом количестве и плохого качества. Мобготовность этих заводов неясна и, судя по некоторым фактам, есть опасение, что это дело запутано и пущено на самотек. Заводы разбросаны в 14 городах, причем только в Ленинграде изготовляют 20 заводов отдельные части этого оружия.

3. Военно-морской флот к боевому использованию минно-трального оружия и противолодочных средств не готов. Как в смысле тактического использования оружия, так и в подготовленности кораблей и личного состава, в особенности командного состава, который недостаточно знает тактические свойства оружия и тем более материальную часть этого оружия, да и физически трудно изучить 35 образцов, имеемых на снабжении, и 50 разрабатывающихся, и у каждого образца много различных приборов и приспособлений.

Мы неоднократно ставили вопрос о состоянии минно-трального оружия перед высшим командованием и вносили конкретные предложения, что надо делать, но всякий раз этому вопросу не уделялось должного внимания.

Значение минно-трального оружия и противолодочных средств в ведении войны очень большое. Достаточно сказать, что в империалистическую войну 1914‑1918 гг. большая часть кораблей погибла от мин и противолодочных средств, что ни одна операция морского флота не может быть выполнена без обеспечения тральными работами. В войну 1914‑1918 гг. Россия поставила около 51 тыс. мин. В будущей войне потребуются огромные количества мин, тралов и бомб, противолодочных сетей и современных образцов.

По минно-тральному оружию много неясных, неразрешенных вопросов, но очевидных, которые в первом же месяце войны приведут к большим жертвам, если не предусмотреть теперь. Из них:

1. Параванный охранитель, охраняющий корабль от якорных мин в войну 1914‑1918 гг., являлся действительным охранителем, а теперь он может оказаться, наоборот, опасным для охраняемого корабля, так как появились противопараванные средства на минах. Кроме того, этот охранитель на больших скоростях корабля уже недействителен.

2. У нас совершенно нет противотральных средств, и противник своими тралами будет иметь возможность безнаказанно и легко вытраливать наши минные поля, хотя у нас и имеется минный защитник, но он действителен только против паравана охранителя, тралы с углублением больше 20 м будут минный защитник подсекать.

3. У нас нет тралов, которые бы могли бороться против минных защитников противника. Наши тралы могут оказаться неспособными вытраливать, если даже у противника будет иметься минный защитник, подобный нашему, так как наши тралы имеют углубление меньше 20 м, т. е. все сделано наоборот. Наши тралы не могут тралить мины противника, и наоборот. Наши мины не защищены от тралов, которые легко может иметь противник.

Таких вопросов много, но самый главный вопрос — это то, что до сего времени командование морей и штабы НКВМФ не знают катастрофического положения с минно-тральным оружием, не поняли всей серьезности этого дела, а поэтому не представляют себе, к каким жертвам может привести дальнейшая успокоенность в этом деле.

Просим поставить в известность по этому вопросу ЦК ВКП(б) и СНК и доложить подробно об истинном положении с минно-тральным делом. Необходимо вынести специальное постановление правительства по этому вопросу. Проект постановления КО послан наркомом оборонной промышленности в КО. На заседание правительства по этому вопросу просим пригласить командующих флотов флагманских и главных минеров морей и минеров из НИМТИ.

Зам. начальника 17-го Главного управления НКОП по минному оружию военный инженер 2‑го ранга Миронов

Зам. начальника Управления вооружений НКВМФ по минному оружию военный инженер 1‑го ранга Сокольский

Примечание:

[1] См. документ № 24.

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 22. Д. 357. Л. 244-246. Подлинник.